Новости

16.02.2007

Мирный дом в военное время

2007 год в Чувашской Республике объявлен Годом ребенка. Сейчас не возможно говорить о детях, не вспоминая военные годы, когда сотни тысяч детей остро нуждались во всем: в любви, в здоровье, в еде, в хорошем доме. Многие города, районы, где не происходило боевых действий, всеми силами стремились помогать. Для нашей республики это время так же было важным. В Чувашию попало много эвакуированных детей, семей, заводов и т.д. Расскажем об одном из эвакуированных детских домов.

Ишакский детский дом начал функционировать в Чебоксарском (бывшем Ишлейском) районе с августа 1943 года. Тогда из блокадного Ленинграда было эвакуировано более 100 детей из трех детских домов г. Ленинграда.
Первым директором Ишакского детского дома был назначен Андреев Василий Иванович, директор эвакуированного из Ленинграда детского дома. Детей эвакуировали по-разному, некоторых перевозили поездами, других на кораблях. Из воспоминаний эвакуированного В.И. Феофанова: «Нас увозили из Ленинграда ночью, на большом военном корабле. Почему я помню, что на военном? Был полет самолетов. С корабля по ним били зенитки. Мы испугались, хотя и привыкли уже к обстрелам.… Многие плакали, еще там, на причале. Самых маленьких моряки несли на руках. Причал был высокий, на сваях, а между досок щели, ну в два – три пальца шириной. Казалось, что вода далеко-далеко внизу, а щели казались большими. Только страшно было, вот и плакали. Мне шесть лет тогда было».
ДетиВ Чувашии дети приехали в мирное село. Война сделала свое дело: забрала у некоторых родных и близких, сделала их сиротами. Теперь им надо было учиться жить всем вместе, помогать друг другу, привыкать к тяготам жизни, даже в такой ранний для них возраст. Детский дом работал с полным плановым контингентом, который затем был доведен до 120 воспитанников. В осажденном Ленинграде они прервали учебу, а теперь школьные уроки снова возобновились. Учились они в Ишакской средней школе. Жили в двух зданиях, питались в своей столовой. Каждый урок в школе проходил сразу для двух групп учеников. Учитель поочередно объяснял предмет каждой группе: на русском языке - для одной и на чувашском языке - для другой группы. Когда становилось темно, они зажигали лучины, коптилки из ваты. Писали углем или самодельными чернилами. Чернила приготовляли из дубовых шишек. Вести уроки на двух языках и для двух групп было сложно не только для учителей, но и для учеников. Хотя и в этом были свои плюсы. Местные ребята учились русскому языку, новички же приобщались к языку чувашскому. Ребята постепенно привыкали к мирной жизни. Здесь им было значительно легче, чем в блокадном Ленинграде. Но и в Ишаках не все было гладко: холод и голод. Колхоз, как и вся Чувашия, да что там -  вся страна, работали на фронт. Ребята понимали, что все это для победы и помогали своим трудом приблизить этот час. Они помогали убирать урожай, собирали грибы, орехи, крапиву. Девочки работали в швейной мастерской.
В 1946 г. был брошен клич: «Ленинград собирает своих детей!». За ребятами приезжали вернувшиеся с фронта родственники. У кого нашлись родители, родные, тех забирали. Количество детей в детском доме постепенно уменьшалось, и тогда стали принимать местных детей, которые остались без родителей. Окончив школу, старшеклассники покидали детский дом. В детском доме осталось 73 ребенка, у которых никого не было и не нашлось родных. Количество детей в детских домах после войны началось уменьшаться, и их начали объединять. Воспитанников Ишакского детского дома в августе 1948 г. перевели в с. Калинино, там объединили воспитанников из трех детских домов: Покровского, Ишакского и Бичурга-Боишевского. Ишакский детский дом перестал существовать.
2 июня 1983 г. в с. Ишаки, в двухэтажном здании бывшего детского дома, был открыт краеведческий музей.

На  снимке воспитанники Ишакского детского дома.

Источник: «Тăван ен» (Чебоксарский р-н) - 2007. - 10 февраля.

Поделиться в социальных сетях:
Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений