26 декабря 2024 года

Новости

15.02.2008

На борьбу с бездорожьем

Из истории

            В начале 30-ых гг. одной из первых в борьбу с вековым бездорожьем вступила Чувашская АССР. В государственном архиве современной истории ЧР хранятся уникальные документы того периода.
            Первым годом организованного похода населения республики на борьбу с бездорожьем был 1930 год. С 10 по 20 сентября  1930 года в Чувашской Республике  «под знаком восполнения пробелов, имеющихся в транспортном хозяйстве, применения его к новым технически усовершенствованным средствам передвижения (автобусы, автомобили, тракторы и др.) широкой мобилизации всей общественности ЧАССР на борьбу с бездорожьем и вовлечения широких слоев трудящихся автодорорганизации» проходила  «Неделя дороги».  
            Подготовительная работа была начата в конце июля. Для оперативного руководства проведением «Недели дороги» был организован центральный штаб в составе представителей Чувашавтодора, ОК ВЛКСМ, ЧСПС и ряда других хозяйственных, кооперативно-колхозных организаций, под председательством Председателя Совнаркома П. Самарина. Аналогичные комиссии были организованы во всех районах и при всех сельисполкомах.
            Газета «Красная Чувашия» от 7 сентября 1930 года писала, что «...при проведении капитального и текущего ремонта дорог в первую очередь необходимо производить следующие работы: исправить въезды на мосты путем подсыпки земли, чтоб перед мостами не было выбоин и ям и устройства насыпей перед мостами, утрамбовкой и желательно засыпкой насыпей и подъездов песком. Заделать на дороге отдельные ямы и промоины, выбоины заровнять колеи, употребляя для заделок глинисто-песчаную почву, грунты. Обратить особое внимание на отвод воды от полотна дороги. Если дорога изрезана глубокими колеями рекомендуется вспахать неглубокую дорогу на ширину 6,5-8,5 метров, забороновать и проутюжить, воспользовавшись для этого деревянными гребками, которые употребляются крестьянами при чистке тока для молотьбы, возможно спрямляя   дорогу в этих случаях и направляя по прямой линии. У дорог, проходящих через лесную  местность, по сторонам необходимо вырубить кустарник и деревья на ширину около 20 метров и выкорчевывать пни. Не нужно копать  канавы на дорогах, имеющих уклон, так как эти канавы могут прослужить причиной образования оврагов и сделают дорогу совершенно не проезжей».
        Главдортранспорт» и «Нижкрайдортранс» в помощь Чувашской Республике на время проведения «Недели дороги» прислали инженеров, техников, дорожных мастеров и десятников. Отдельные районы сумели привлечь к работе специалистов родственных профессий (землеустроители, мелиораторы, лесотехники и др.).
        «Планом была предусмотрена доставка лесных материалов для всей республики в количестве 1620 кубометров. В среднем по республике выполнение плана по доставке лесоматериалов выражается в 175,9 %, кроме того вывезено хвороста 2441 км (планом не предусмотрено), заготовлено камня и песка», - отмечается в итогах проведения «Недели дороги» в Чувашской Республике в 1930 году.  
        В докладе Чувашавтотранса о состоянии  дорожного дела в ЧАССР говорится, что «…в работах «Недели дороги» участвовало 279723 человеко-дней пеших (195% плана) и 39381 коне-дней (64%).
        Массовые  дорожно-строительные работы в «Неделю дороги», как новый и первый опыт, проведенный при ограниченных ресурсах дорожно-механического оборудования, недостатка квалифицированных инженерно–технических сил, при неблагоприятной погоде, а также совпадения с другими важнейшими хозяйственно-политическими кампаниями, превзошли все первоначальные наметки. План дорожных работ был выполнен на 364 процента, а  добровольные трудовые затраты населения дали 46 процентов объема работ. Массовый поход населения на дорожные работы превратился в дальнейшем в традиционные весенние месячники борьбы с бездорожьем и осенние «двухдекадники». 
 

Источник: "Знамя" (Козловская районная газета), - 2008. - 6 февраля.

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений