29 марта 2024 года

Новости

10.03.2011

I съезд композиторов Чувашии

В 1950-1960-е годы в музыкальной жизни республики традиционно активно развивался песенный жанр. Ведущее место в нем занимало творчество Г.Я. Хирбю, Г.C. Лебедева, Ф.М. Лукина, А.Г. Орлова-Шузьма, Т.И. Фандеева, А.В. Асламаса, А.Н. Тогаева и др. В марте 1956 года с успехом прошел фестиваль чувашской музыки, посвященный I съезду композиторов республики, который состоялся 10-14 марта 1956 года. Съезд наметил меры по повышению профессионального мастерства композиторов на основе творческого наследия основоположников чувашской советской музыки, использовавших в своих произведениях все богатство чувашского музыкального фольклора и достижения музыкальной культуры народов СССР.
      Из стенограммы I-го съезда Чувашских композиторов от 10 марта 1956 года: «За последние годы выдвинулись молодые талантливые композиторы, только в послевоенный период в число союза композиторов приняты тт. Ходяшев, Фандеев, Васильев. Несмотря на достигнутые успехи, мы не можем умолчать о крупных недостатках, имеющихся в развитии чувашской музыки. Главным недостатком в развитии чувашской музыки является недостаточный уровень профессионального мастерства наших композиторов. Многие сочинения, показанные исполнением в дни работы съезда, страдают бедностью гармонии, инструментовки и полифонии. Это является самым главным недостатком наших композиторов. Нашими композиторами за последние 8 лет создано около 500 произведений, из них около 300 песенных. Мы часто любим козырять цифрами, забывая о качестве. Нужно гордиться не тем, сколько создано посредственных серых произведений, а сколько хороших произведений внедрилось в душу населения. За последнее время наблюдается снижение исполнительского уровня художественных коллективов. За эти годы экономика и культурный уровень трудящихся выросли неузнаваемо, и возросли культурные запросы, ансамбль же плетется в хвосте, на половину не удовлетворяет культурных запросов трудящихся нашей республики. Несколько слов о работе филармонии. Наши концерты посещаются большей частью танцующей публикой. На наших концертах очень часто присутствует милиция, потому что каждый день можно наблюдать случаи хулиганства. Милиции надо бы присутствовать не ради борьбы с хулиганством, а для того, чтобы соблюдать очередь к кассе, чтобы двери филармонии ломали не хулиганы, а любители музыки. Немного о подготовке кадров. Необходимо организовать в музыкальном училище теоретико-композиторское отделение. Для этого есть все условия, есть хороший педагог, который может вести композиторский класс. Необходимо восстановить интернат, который в тридцатых годах давал хорошие кадры для училища. Написать хорошую массовую песню очень трудно. Гораздо трудней, чем это иногда думают. Но написать песню, это не только сфантазировать за фортепиано мелодию, которая удачно ложиться на стихи. Написать хорошую песню – это значит создать не только прекрасную мелодию, но и выразительное, гармонически содержательное сопровождение, создать ей вариант для хора. Ведь для этого надо быть по-настоящему образованным музыкантом. Если принять во внимание число композиторов и не количество, а те жанры, которые охвачены этими композиторами, то это очень хорошее явление представляет, и мы должны приветствовать работу, которая проделана. Не все хорошо, удачно, но то, что сделано в области больших форм камерной музыки, в области массовых песен – это хорошо по сравнению с тем, что было».
      Из резолюции по отчетному докладу правления Союза советских композиторов Чувашской АССР, принятой на I-м съезде композиторов Чувашии от 10-14 марта 1956 года: «В самое последнее время, чувашская музыка пополнилась тремя новыми замечательными произведениями крупной формы. Прошедший период для чувашской советской музыки характерен тремя основными моментами: ростом молодых композиторских кадров, появлением произведений крупных форм и поворотом к темам современности. Съезд постановил: за отчетный период признать работу правления удовлетворительной. Признать, что основной задачей, стоящей перед композиторами Чувашии является овладение профессиональным мастерством и повышение идейно-политического уровня. Для этого необходимо регулярно посылать композиторов в дом творчества Руза и творческий семинар Иваново; композиторов, работающих над крупными произведениями посылать на консультации в Москву и г. Казань. Обратить серьезное внимание на вопросы собирания и изучения народного музыкального творчества, в первую очередь – собиранию современной народной песни. Лучше должна быть организована работа по оказанию творческой помощи молодым композиторам. Композиторы должны чаще выезжать на предприятия, в колхозы и МТС, ближе знакомиться с передовыми людьми, организацией производства, устраивать встречи и беседы. Больше внимания следует уделять оказанию повседневной творческой помощи коллективам и отдельным участникам художественной самодеятельности. Необходимо практиковать творческие встречи с композиторами соседних республик и областей, путем организации выездов и приглашений. Союзу композиторов принять самое активное участие в подготовке и проведении республиканского фестиваля молодежи».

М.В. Потатурина

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений