12 августа 2020 года

Новости

03.03.2011

Вперед за сплошную грамотность.

80 лет назад, 12 марта 1931 г., в г. Канаш состоялся I Чувашский республиканский съезд всеобуча и ликбеза. 
      В этот день газета «Красная Чувашия» писала: «...Работу по всеобучу и ликбезу превратили в боевое движение за культуру, за сплошную грамотность. К сегодняшнему дню из 31256 детей школьного возраста (8-10 лет) охвачено 33456 человек (98,4 %), из 13997 подростков – 12239 человек (87,4 %), из 113750 человек неграмотных – 63020 чел (56,3 %) и из 30600 чел. малограмотных плановой наметки на текущий год 36415 чел. (119 %). Мобилизовано 11738 культармейцев. Значительные сдвиги сделаны в области организации горячих завтраков при школах (имеется при 566 школах), общежитий (110) и подвоза детей в школу (259 сел) и мобилизовано средств населения 302791 руб. на всеобуч и ликбез и на ликбез 35728 руб... Сегодня открывается первый Чувашский республиканский съезд всеобуча и ликбеза. Съезд должен обеспечить на дальнейшее время мобилизованное отношение общественности к всеобучу и ликбезу...».
      21 марта 1931 г., подводя итоги работы первого республиканского съезда всеобуча и ликбеза, «Красная Чувашия» информировала: «На съезде участвовали представители всех групп трудящегося населения: рабочие, колхозники-крестьяне, батраки, служащие, просвещенцы и др. Съезд, подытоживая выполнение Наркомпросом и его органами на местах важнейшей и боевой задачи культурной революции – всеобуча и ликбеза, признал, что качество всеобуча и ликбеза не является удовлетворительным; некоторые органы народного образования и отдельные практические работники на местах не перестроили надлежащим образом своей работы, посещаемость ликпунктов и школ во многих районах остается низкой, охват колхозной молодежи школами колхозной молодежи еще не обеспечен... Съезд объявил себя ударным по ликвидации прорывов во всеобуче и ликбезе, по проведению весенней посевной кампании, ...призвал всех трудящихся «время, оставшееся до 1 мая, объявить временем тревоги, атаки за выполнение плана ликвидации неграмотности, за охват учебой всех подростков и за осуществление задач всеобуча». Съезд поручил Наркомпросу и райисполкомам усилить инструктаж и руководство над всеобучем и ликбезом, методическую помощь школам, дальнейшее улучшение условий учебы детей организацией горячих завтраков при всех школах и сохранением их на все время учебы, общежитий и подвоза детей в школу; в ближайшие годы пропустить через школы малограмотных весь контингент малограмотных. Он указал на необходимость усиления переподготовки учителей, организации курсов по политехнизации для учителей при МТС, улучшения политехнической подготовки в педтехникумах, расширение заочной переподготовки учителей, организации районных детских технических станций, улучшения политехнизма в школах...».
      Из рапорта наркома просвещения Чувашской АССР Чернова XVI Чувашской областной партийной конференции от 10 января 1932 г.: «На 1 января 1931 г. по республике было 933 школы 1-й ступени с 2322 комплектами и с контингентом учащихся в 89407 чел.; на 1 января 1932 г. имеем 1028 школ с 2473 комплектами и с контингентом учащихся в 103582 чел. В 1930/31 г. по республике была 91 школа повышенного типа с контингентом учащихся в 11524 чел. В 1931/32 г. имеем 125 школ повышенного типа с контингентом учащихся в 15379 чел. С этого года мы приступили к осуществлению 7-летнего обучения для детей рабочих и колхозников. На 1 января 1932 г. 5-ми группами повышенных школ вместо установленного контингента в 7150 чел. охвачено 11745 чел. детей (164,4 %). На 20 декабря 1931 г. обучением охвачено неграмотных 50245 чел. вместо установленного контингента в 54247 чел (92,6 %), малограмотных 55328 чел. вместо 78419 чел. (70,5 %) – это последние неграмотные и малограмотные в возрасте до 50 лет. Развернута массовая работа и соревнование между районами за полный охват и обучение всех под лозунгом «К 12-й годовщине автономии Чувашская АССР должна прийти республикой сплошной грамотности». 
      «Действительной борьбы за массовое качество ликбеза в районах Чувашии все еще нет. В ликпунктах и школах малограмотных недостаточен объем общеобразовательных знаний. В особенности это чувствуется среди учащихся групп малограмотных, переведенных из ликпунктов в текущем учебном году... На развитие устной речи тоже достаточного внимания не обращается. Уроки чтения проводятся как механическое упражнение, в результате чего учащиеся не понимают прочитанного. Перед чтением и после него развернутой беседы на взятую тему не ведется, дополнительный материал к учебнику не подбирается. Учеба плохо увязывается с производительным трудом... Там, где в группе хорошо поставлено общественно-политическое воспитание, где учащиеся активно участвуют в общественной жизни, ударниками на производстве, членами добровольных обществ, там лучше обстоит дело и с посещаемостью занятий...» -  писала «Красная Чувашия» 21 мая 1932 г.    
      Из отчета инспектора Наркомата просвещения Чувашской АССР Кольцовой о ликвидации неграмотности и малограмотности в республике в 1932-33 учебном году: «На 10 апреля 1933 г. охвачено учебой неграмотных 20182 или 80,1% и малограмотных 39309 чел. или 77,6%. Посещаемость школ взрослых не превышает 65-70 %. Плохая посещаемость объясняется, во-первых, тем, что основная масса обучающихся неграмотных и малограмотных преимущественно из женщин престарелого возраста (свыше 40 лет) связана с семьей и хозяйством, во-вторых, со стороны сельсоветов не было принято надлежащих мер по обеспечению посещаемости неграмотных и малограмотны, а самое главное, недостаточно проведена разъяснительная работа среди самих малограмотных и неграмотных. Всего неграмотных допризывников 1911 г. рождения, подлежащих обучению, - 402 чел., из них охвачено учебой в районных ликпунктах 302 чел. или 74,8 %, остальные 101 чел. охвачены на дому. Малограмотные – 2316 чел., охвачены учебой 92,6 %. Для обучения неграмотных призывников в каждом районе организованы районные школы грамоты, а малограмотные допризывники обучаются в отдельных группах по месту жительства... В работе по обучению взрослых центральной задачей был поставлен вопрос о повышении качества учебно-воспитательной работы. В текущем учебном году преподавание в школах взрослых с комплексной системой переведено на предметное преподавание. Введены предметы: родной и русский язык, математика, обществоведение, агрограмота, география и естествознание».
      Несмотря на возникавшие трудности, мобилизация всех сил и средств общественности на ликвидацию неграмотности, введение всеобщего начального, затем семилетнего обучения позволили достичь значительных результатов. В январе 1939 г. грамотность населения Чувашии в возрасте от 9 до 49 лет составила 90,1 %.


А. Максимова

Поделиться в социальных сетях:
Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений