27 апреля 2024 года

Новости

14.12.2012

«Чувашские художники - выставка 1967 года»

Чувашская Республика обладает значительным культурным потенциалом. Культура Чувашии представлена обширной многопрофильной сетью организаций культуры и искусства, являющихся неотъемлемой частью культуры Российской Федерации, которые вносят в общую картину духовной жизни свое неповторимое своеобразие, становятся важнейшим гуманитарным ресурсом социально-экономического развития республики.
      В республике действуют творческие союзы писателей, композиторов, художников, театральных деятелей. В БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии на государственном хранении находятся документы деятелей культуры и искусства, которые представляют богатое культурно-историческое наследие. Одним из таких творческих союзов является Союз художников Чувашии.
      В 1950-60-е годы чувашские художники особенно усиленно работали над новыми произведениями, посвященными героической истории нашей страны в жизни современников. Наши живописцы, скульпторы, графики, мастера прикладного искусства участвовали во многих выставках страны и за рубежом.
      Так, в 1967 году, лучшие их работы экспонировались на Всемирной выставке «ЭКСПО-67» в Монреале, на Всемирной выставке книги в Москве, на двух Всесоюзных (плаката - в Москве, станковой графики - в Баку), на одной Всероссийской (плаката - в Ростове-на-Дону) и на многих других выставках. Заслуженным успехом чувашские художники пользовались и на выставке «Большая Волга-67», где они представляли 103 произведения. Чувашские художники имели большой и разнообразный материал, который требовал серьезного искусствоведческого исследования и умелого использования этих произведений в повседневной воспитательной работе. Своеобразным отчетом наших мастеров изобразительного искусства перед трудящимися республики стала выставка в Чебоксарах, посвященная 50-летию Великого Октября в 1967 году. Выставка оказалась довольно внушительной (более 400 работ 88 авторов), способной вызвать у зрителя глубокие размышления. Большую часть выставки занимали живописные произведения: тематические картины, пейзажи, портреты, натюрморты. Были представлены работы, выполненные темперой, гуашью, акварелью, масляными красками на холсте и картоне, в новой для нашей республики технике левкаса (с применением различных красочных смесей) на древесной плите. По данной выставке можно было проследить историю чувашского народа и судить о современной жизни трудящихся республики. Привлекали внимание картины старейших художников Н. Сверчкова «Свадьба в старинной чувашской деревне» и Ю. Зайцева «Песни новой Чувашии». Заслуживает внимание картина В. Гурина «На рассвете», потребовавшая от автора многих месяцев кропотливого труда, которая в полной мере еще не была завершена, но в ней уже чувствовалось главное - отказ от внешней красивости при выявлении большой внутренней красоты людей.
      Из газеты «Советская Чувашия» 23 декабря 1967 года, отчет искусствоведа А. Григорьева: «Разумеется, когда мы говорим о сложности произведений искусства, имеем в виду не творческую беспомощность, не запутанность мысли, а философскую глубину размышлений художника. Без этой глубины, без этих размышлений о жизни не может быть полноценного, волнующего, способного воспитать стойких борцов искусства. Однако серьезная работа в большом искусстве бесконечно трудна. Можно было бы много говорить о плакатах О. Филиппова, о сатирических рисунках Н.Я. Яковлева, о зарисовках А. Ефейкиной в знаменитой Чапаевской дивизии, об изделиях прикладного искусства по эскизам А. Демидова, о кроках для ткани О. Бабенковой и С. Осокиной, о пейзажах Н. Садюкова, С. Скрябина, о первых рисунках для альбома «Край чувашский» Ф. Осипова и т. д. Все они заслуживают пристального внимания зрителя. Очень радуют рисунки для книги, выполненные М. Ильиным, П. Сизовым, В. Емельяновым, Ю. Смирновым и многими другими художниками. Но станковая графика, которая, бесспорно, переживает бурный рост, заслуживает специального разговора.
      В целом же выставка в Чебоксарах явилась хорошим юбилейным подарком чувашских художников. Она показала, что в республике вырос коллектив мастеров, которым есть что сказать и у которых есть что потребовать - без всяких скидок, по самому большому счету. При всех недостатках сильно мешающих развитию тех или иных сторон творчества многих художников, есть у них теперь очень важное качество, которое позволяет быть уверенным в новых успехах во всех видах живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Это трезвое отношение к собственной работе, ясное понимание задач, страстное желание постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство и все более углубляться в жизнь - неиссякаемый источник всего прекрасного».


М.В. Потатурина
56-35-31

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений