Новости
«Великая и забытая»
Первая мировая война является одним из крупнейших, переломных событий мировой истории XX века. Она привела к потере миллионов человеческих жизней, падению могущественных империй, становлению новых национальных государств, коренным переменам в системе международных отношений. В результате войны были ликвидированы Германская, Российская, Австро-Венгерская и Османская империи. Австро-Венгрия и Османская империя были разделены, а Россия и Германия, перестав быть монархиями, были территориально урезаны и экономически ослаблены.
01 августа 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну и принимала самое активное участие в военных действиях.
Среди источников по истории Первой мировой войны особо ценны воспоминания её участников, свидетелей и очевидцев. Воспоминания помогают восстановить множество фактов, которые не отразились в других источниках, и воспроизводить отсутствующие в них звенья. Благодаря мемуарам мы можем проникнуть в атмосферу суровых военных лет.
В БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии собраны воспоминания ветеранов партии и комсомола, активных участников Октябрьской революции и гражданской войны, хранящиеся в фонде РГУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, которые также можно отнести к источникам по Первой мировой войне 1914-1918 гг. Эти люди являлись современниками событий Первой мировой войны, некоторые даже участниками, и в их воспоминаниях и автобиографиях можно найти интригующие факты той мировой, как тогда говорили – империалистической войны, из уст ее участников, которые наполнены жизненной откровенностью, а не из учебников и фильмов.
Первая мировая война не обошла стороной и Чувашию. Ее жители несли тяготы войны наравне со всей страной. Чувашские воины самоотверженно сражались в армии генерала Брусилова в дни его наступления и прорыве немецкого фронта в мировой войне 1914-1918 гг. Солдаты Чувашии проявили на полях сражений яркие примеры мужества и героизма. Почти все взрослое мужское население было мобилизовано в армию. Война лишила бедняцко-середняцкие хозяйства кормильцев, 58 человек из каждых 100 семей были поставлены под ружье. Оставшиеся в деревне были мобилизованы на выполнение военных заказов. Нелегко приходилось рабочим на фабриках и заводах, работавшим на войну. Фабриканты и заводчики, перестроив производство на обслуживание фронта, выжимали последние силы из рабочих, получая от военных поставок неслыханные барыши.
В своих воспоминаниях революционер Грасис Карл Янович (1894-1937), который за активное выступление против империалистической войны был арестован и сослан сначала в г. Харьков, а в 1916 – в г. Чебоксары, пишет следующее: «… жизнь захолустных Чебоксар протекала под знаком войны. И в самом деле. Военные заказы исполняла «земская кузница», превращенная в мастерские по выработке тележек и снарядных ящиков. Лесопильные заводы Ефремова точно также работали на войну. На казенных заказах и подрядах нагревали руки те, кто стоял поближе к земскому пирогу и предводителю дворянства. Военнообязанные же получали гроши и влачили свою жизнь среди нужды и лишений. Война с неумолимой силой создавала классовые противоречия в такой неприкрытой форме, что рушились все патриархальные отношения, существовавшие раньше между хозяевами и рабочими. На Приволжском бульваре в селивановские торжества мне пришлось быть свидетелем следующей сцены. На скамейке сидит мужчина лет под сорок. Одет неважно, ботинки рваные. К нему подходит дама с кружкой: «Пожертвуйте в пользу раненых и больных» … Ответ был настолько ревок, что дама отскочила, как ужаленная: «Идите к нему, вот туда ...» И указал на дворец «Лесного короля» Ефремова. ... Но недовольство и ненависть накоплялись не только в рабочей среде. Быстрый рост благополучия на почве «служения войне» отнял покупателя у мелкого лавочника. Большие деньги их обладателя толкали за покупками в Казань, Нижний и даже в Москву. Мелкий лавочник уже не мог удовлетворить потребности все богатеющего клиента, брезгливо перебирающего его товар. «Нет, не подходит! Нет ли чего-нибудь получше!» Откуда было взять мелкому лавочнику лучший товар, когда его становилось все меньше и меньше и платить за него нужно было далеко не шуточные деньги ...».
Ласточкин Антон Тихонович в своей автобиографии делится своими воспоминаниями об участии в Первой мировой войне: «… Осенью 1913 года наступал срок моего призыва на военную службу и я вернулся домой. Служить я попал в 101 пехотный Пермский полк, стоявший в гор. Гродне и через некоторое время был зачислен в полковую учебную команду. Но еще до ее окончания началась война и в августе 1914 года наш полк в составе армии Рененкемпфа выступил на германский фронт в Восточной Пруссии и вместе со всей армией был разгромлен на Мазурских озерах. А в ноябре месяце остаток нашего батальона был окружен и захвачен в плен.
В плену я находился до конца 1918 года. За это время меня перебрасывали в разные лагеря для военнопленных (Зальцведель, Хойберг, Мангейм) и на разные работы (цементный завод, лесные заготовки, сельскохозяйственные работы, дорожное строительство) и все время под бдительной вооруженной охраной. Один раз в 1916 г. мы с двумя товарищами бежали с сельскохозяйственных работ (около гор. Пфорцгейм в Бадене) на швейцарскую границу, чтобы пробраться в Россию, на родину. Но на четвертую ночь, когда обходили город Штокач были словлены немецкими полевыми жандармами. После этого каждый из нас просидел две недели в тюрьме на строгом режиме — три дня в совершенно темном карцере на голом каменном полу, получал только воду и 200 грамм хлеба и только на четвертый день давался свет и тарелка жидкого супа.
В ноябре 1918 года, когда в Германии началась революция, было восстание и в Мангеймском лагере, в котором я в то время находился. При содействии прибывших из города немецких рабочих и представителей рабочих советов в лагере были сняты немецкие караулы, организованы барачные советы и создан объединенный лагерный комитет для внутреннего самоуправления из представителей всех национальностей, находившихся в лагере (русские, французы, англичане, итальянцы, румыны, бельгийцы). Меня товарищи выдвинули и я вошел в этот комитет представителей от русских военнопленных. Из плена я вернулся в Россию и в свою деревню в конце декабря 1918 года».
Л.Л. Волжанина, уроженца д. Нижние Кунаши Цивильского района, война застала в посаде Дубровка: «… Никто до этого никаких разговоров не вел о войне и известие о мобилизации свалилась как неожиданный гром. Среди нас рабочих и техперсонала Дубовской гидрометрической станции никакого патриотического настроения не проявилось. Напротив мы были заранее уверены в поражении русского оружия, заранее предугадывали полную бездарность наших военных спецов и особенно обреченных на бессмысленные лишения и истребление. … Не один раз подновлялась наша артель рабочих: больно было отпускать товарищей, но каждый уходящий шел затая злобу и ненависть. Старания местного купечества разжечь патриотизм манифестациями вечерами, оставались тщетными, и купцы свои воодушевленные речи принуждены были заканчивать лишь пред самим собой. В сентябре 1915 года меня вызвали в Казань, а оттуда я принужден был отправится по вызову н-ка дорожных работ Западного фронта инженера Васильева.
… С ноября 1915 года я беспрерывно кочевал по Западному фронту, работая в разных военно-дорожных отрядах. Начиная с местечка Лоев Черниговской губернии мне пришлось объездить прифронтовую полосу Минской, Черниговской, Волынской, Виленской, Могилевской губерний. … В военно-дорожных отрядах меня ошеломил и буквально отупил царящий бюрократизм, напыщенное, ненужное высокомерие, пренебрежительно-грубое отношение к подчиненным и бездушный формализм. Здесь спасались «окопались» от фронта люди всевозможных профессий и сословий и ничего не делая, ничего не понимая в строительстве дорог, выходили из положения благодаря редким специалистам, вкрамленным отдельными точками в персонал этих отрядов и работой мобилизованных плотников, беженцев ...».
Томасов Михаил Тимофеевич, уроженец с. Большие Яуши Вурнарского района, в своей автобиографии отмечает, что в августе 1915 г. был призван в армию, и после непродолжительной военной подготовки в составе маршевой роты отправлен на Западный (Германский) фронт. Он воевал с немцами в 112 пехотном Уральском полку в районе Минска, Молодечно-Вилейка, озера Нарочь-Свенцяны.
Во многих воспоминаниях революционеров встречаются упоминания о Первой мировой войне: некоторые участвовали в военных действиях, некоторые состояли на военной службе, но участия в войне не принимали, но все же описывают взаимоотношения между солдатами и офицерами, делятся атмосферой, которая царила в рядах армии и т. п.
Из этих отдельных документов, будь то сухие строки отчетов или наполненные живой человеческой болью воспоминания, складывается общая картина, пишется история войны.
М.Г. Белкова
56-35-31