25 декабря 2024 года

Новости

14.07.2015

Из школ II ступени – в техникумы и профтехучилища

В начале 1930-х гг. система образования в Советском Союзе переживала реформирование. Изменения в одной из ключевых сторон жизнедеятельности советского общества были обусловлены тенденциями роста народного хозяйства и развития культуры, повлекшими за собой потребность в квалифицированных кадрах. Преобразования затронули школьное образование, а именно, школу II ступени. Советское школьное образование на момент реорганизации было представлено девятилетней средней общеобразовательной школой, состоявшей из двух ступеней: I ступень (пять лет обучения) и II ступень (четыре года). II ступень в свою очередь, в зависимости от сложности и объема обучения, подразделялась на два концентра.
      В начале 1930-х гг. была создана новая разновидность семилетней школы - фабрично-заводская семилетка (ФЗС) и происходило преобразование семилетних школ в деревне в школы колхозной молодежи (ШКМ). В широком масштабе проводилась профессионализация второго концентра школы II ступени.
      В связи с необходимостью реформирования школьного образования центральная власть Советов рассматривала целый ряд вопросов, связанных с улучшением руководства школой, повышения качества учебного и воспитательного процессов в школе, введении единой системы школьного образования.
      10 апреля 1930 г. было принято совместное постановление коллегии Наркомпроса РСФСР, ЦК ВЛКСМ и ЦК профсоюза работников просвещения о школе II ступени, по которому первый концентр перестраивался в школу-семилетку, а второй – в учебное заведение профессионального образования (техникумы, фабрично-заводские училища (ФЗУ), профшколы). Отмечая некоторую изолированность друг от друга различных типов школ (ШКМ, ФЗС, семилетка, девятилетка, десятилетка, второй концентр II ступени с многочисленными профуклонами, рабфак, ФЗУ), Наркомпрос, ЦК ВЛКСМ и ЦК профсоюза работников просвещения выдвигали задачу создания единой политехнической школы, имеющей своей целью воспитание сознательных и активных строителей социализма, вооружающую учащихся общими и политехническими знаниями.
      В конце апреля 1930 г. состоялось Второе партийное совещание по народному образованию, на котором рассматривались принципиальные вопросы дальнейшего развития системы школьного образования. Было принято решение о введении единой системы народного образования по всему Советскому Союзу. Также на совещании высказывалось мнение о реорганизации второго концентра школ II ступени в техникумы, в связи с растущей потребностью народного хозяйства в специалистах средней квалификации.
      В 1930 г. по вопросам народного образования на местах проводились партийные совещания. В частности, вопросы изменения системы народного образования на территории Чувашской АССР были рассмотрены Чувашским обкомом ВКП(б). Из выписки из протокола заседания секретариата партийного органа от 14 июля 1930 г. № 4 следует: «… на основании решения 2-го Всесоюзного Партийного Совещания по народному образованию приступить с начала 1930/31 учебного года к реорганизации школ 2 ступени в техникумы и профессионально-технические учебные заведения на базе общеобразовательной школы восьмилетки (русской семилетней школы). …». Республиканским Наркомпросу и Госплану было предложено совместно с отдельными наркоматами и хозяйственными органами составить план реорганизации школ II ступени с расчетом полного завершения реорганизации к концу первой пятилетки (1928-1932). С начала 1930/31 учебного года на территории Чувашии планировалось реорганизовать 40 % школ II ступени (всего 5 школ), при этом вторые концентры школ II ступени должны были передаваться во вновь открываемые и уже существующие техникумы, а первые концентры в городах преобразовать в школы фабрично-городской и коммунальной семилетки, в сельской местности - в школы колхозной молодежи. Состав учащихся младших курсов второго концентра Наркомпросу предлагалось «выпустить для поступления их в техникумы, а часть распределить по остающимся школам 2 ступени», а также организовать ускоренный выпуск к январю 1931 г. «наиболее успевающих учащихся последних групп» реорганизуемых школ II ступени. Педагогический состав этих школ было решено перераспределить по техникумам и школам «повышенного типа», в соответствии с «социальной и академической пригодностью».
      Преобразования, происходившие в советской системе образования в 1930 г. во многом были закономерны. Быстрый рост отраслей народного хозяйства и развитие культуры требовали кадры средней и высшей квалификации, в связи с этим повышения образованности молодежи и подъема всей системы народного просвещения. Многое было сделано в направлении совершенствования организации системы образования и улучшения учебно-воспитательных процессов.

А.П. Максимов
      56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений