Новости
Первый опыт массового привлечения населения к дорожным работам
С образованием в 1929 г. при СНК Чувашской АССР Управления шоссейных, грунтовых дорог и автотранспорта было положено начало плановому ведению дорожного строительства и организации самостоятельного дорожного органа, возглавляющего строительство безрельсовых дорог на трактатах всех категорий.
Первым годом организованного похода населения республики на борьбу с бездорожьем стал 1930 г. Так 85 лет назад в период с 10 по 20 (30) сентября прошла «неделя дороги», итоги которой превзошли все первоначальные ожидания.
Молодым автотранспортникам республики было трудно поддерживать регулярное сообщение из-за неудовлетворительного состояния дорог. Поэтому республиканские власти обратили самое серьезное внимание как на улучшение существующей, так и на развитие новой сети дорог и подъездных путей к крупным промышленным предприятиям, железным дорогам и к водным магистралям.
Коренной перелом в деле дорожного строительства произошел в 1930 г., когда Правительство Чувашской АССР приступило к полной реализации Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О дорожном строительстве и трудовом участии в нем населения». Чувашская АССР впервые в Советском Союзе организовала и провела в опытно-показательном порядке кампанию по массовому дорожному строительству, на основе трудового участия в работах населения и мобилизации внутренних ресурсов, широком вовлечении всех хозяйственных, культурных и общественных организаций республики.
1930 г. стал первым и пробным в области, когда на дорогах почти впервые начали производиться строительно-ремонтные работы. Особое внимание было обращено на достройку тракта Чебоксары - Канаш, являющегося главной магистралью республики, связывающей республиканский центр с железной дорогой.
Из итогов проведения «недели дороги» в Чувашской АССР в 1930 г.: «В момент бурного темпа развития всего народного хозяйства в СССР вообще и в нашей Чувашской Республике в частности, дорожное хозяйство (автогужетранспорт) в своем развитие, несмотря на наличие сдвигов в сторону улучшения, все же имеет отставание от общего темпа развития хозяйства и серьезно препятствует нормальному обслуживанию транспортом нужд других отраслей хозяйства. Поэтому дорожное строительство требует капитальных вложений ресурсов, как государственных, так и самого населения.
Исходя из этого бюро ОК ВКП(б) решило провести с 10 по 20 сентября «Неделю дороги».
<...> Главдортранспорт и Нижкрайдортранс в помощь Чувашской Республике на время проведения «Недели дороги» прислали инженеров 3, техников 5, дорожных мастеров 1 и десятников 1, и вместе с имевшимися в распоряжении Чувашавтодора стало инженеров 5 чел., техников 8, десятников 9, дорожных мастеров 4 плюс к этому на местах были мобилизованы работники местного Коммунального, сельского и лесного хозяйства примерно около 40 человек, кроме того были привлечены и курсанты, окончившие одномесячные курсы низовых дорожных работников в количестве 28 человек. Отдельные районы сумели привлечь к работе специалистов родственных профессий (землеустроители, мелиораторы, лесотехники и друг.) <...>.
<...> К началу работ в распоряжении Дорожного Ведомства было инвентаря: тракторов «Фордзон» - 2, гредеров конных – 3, утюгов железных – 1, дисковых борон – 2, канавокопателей – 1 и плугов 3. Получено из Москвы и Нижнего для проведения «недели дороги» тракторов – 3, гредеров – 2, канавокопателей – 2 и грузовик в полутора тонны – 1. <...> Другие шанцевые инструменты (лопаты, топоры, кирки-мотыги и др.) были использованы самого населения. Также силами трудящихся было приготовлено утюгов и канавокопателей – 101 штука и носилок 290 штук.
<...> «Неделя дороги» в отдельных районах (Цивильск, Шемурша и др.) началось с 10 сентября. В зависимости от подготовленности районов и технических сил, проведение недели дороги во многих районах было оттянуто в декады с 20-30/IX – 30 г. и в основном проходила во второй половине сентября.
<...> Колхозы и целые селения с громадным подъемом выступали и участвовали в проведении производственных работ. Предварительно намеченный план привлечения силы в среднем по Республике значительного перевыполнен – 185,2 %».
Итогом «недели дороги» стало:
«1. Построено улучшенных грунтовых дорог 127 клм.
2. Отремонтировано дорог 828 //
3. Построено мостов 508 п.м.
4. Отремонтировано мостов 650 //
5. Выполнено земляных работ 119089 кб.м.
6. Заготовлено камня 3485 //
7. // леса 2851 //
8. Улучшено полотна песком 2,95 клм
9. Отработано человеко – дней (пеших) 279.723
10. // коне – дней 39.38»
Качество дорожных работ в республики успешно выдержало испытание в июле 1933 г., когда по ее территории проследовали участники Всесоюзного автопробега по маршруту Москва-Каракумы-Москва, давшие высокую оценку техническому состоянию дорог.
Так в сентябре 1930 г. посредством «недели дороги», одной из первых в борьбу с вековым бездорожьем вступила Чувашская АССР. За короткий срок она покрылась сетью благоустроенных дорог, которые, словно артерии, опоясали ее со всех сторон и вдохнули в нее полнокровную жизнь. Ликвидация бездорожья, превращение Чувашии в республику образцовых дорог является одной из важных страниц ее истории, являя собой вечный памятник трудолюбивому народу Чувашии, всем тем, кто своим бескорыстным самоотверженным трудом обеспечивал всестороннее развитие республики.
А.В. Мошкин
56-10-78