Новости
Первая очередь Канашского вагоноремонтного завода
80 лет назад, 14 января 1936 г., в строй действующих промышленных предприятий Чувашской АССР была введена первая очередь Канашского вагоноремонтного завода - предприятия по производству и ремонту вагонов для нужд железнодорожного транспорта, одного из самых старейших заводов республики. Это событие имело не только республиканское, но и всесоюзное значение. В строй вступала первая очередь одной из крупных ремонтных баз железнодорожного транспорта.
В 1933 г. Народный комиссариат путей сообщения СССР принял постановление о строительстве вагоноремонтного завода при станции Канаш Московско-Казанской железной дороги. Государственная важность завода, вытекающая из значительной его роли в деле восстановления и дальнейшего роста транспорта, повышался еще тем, что завод строился на территории Чувашской АССР, в которой завод должен был быть самым крупным промышленным предприятием, наиболее крупной базой роста местных рабочих и технических кадров.
Начало возведения завода было положено в марте 1934 г. Чтобы представить с каким размахом оно велось можно привести несколько цифр. Если за всю первую пятилетку (1928-1932) в промышленность Чувашии было вложено 32 миллиона рублей, то стоимость предприятия составляла, по первоначальному проекту, около 80 миллионов рублей, т.е. сумму, в два с половиной раза превышающую финансирование всей промышленности республики. По своей территории завод в пять раз превышал территорию Козловского комбината. После ввода в эксплуатацию промышленного предприятия, планировался выпуск им из ремонта до 6 тысяч вагонов в год, по 500 вагонов в месяц, с последующим доведением выпуска до 12 тысяч в год, с маркой «СРЕДНИЙ РЕМОНТ, КАНАШ, ВРЗ».
Управлением строительства было принято решение изначально построить все объекты культурно-бытового назначения. Через несколько месяцев с начала строительства возник рабочий городок из двухэтажных домов со столовой, баней-прачечной, яслями и др. постройками. Всеми видами коммунального и культурно-бытового обслуживания рабочие были обеспечены. Фундамент первых зданий промышленного гиганта – товарного комбината и ремонтно-механического цеха – был торжественно заложен в День конституции СССР и 14-летия Чувашской автономии (06 июля 1934 г.).
Первыми рабочими, пришедшими на стройку, были колхозники Канашского и смежных с ним районов. Большинство из них, например, бригады Кошкина (плотники), Ахмедзянова (бетонщики), Корякова (землекопы), Гладкова (бетонщики), женская бригада Сергеевой (укладчицы путей) и др. работали на строительстве с первых дней и вплоть до полной сдачи в эксплуатацию объекта. Также немаловажную роль в воздвижении вагоноремонтного завода играли трудовые субботники, проводимые Канашским райкомом ВКП(б).
В итоге, 14 января 1936 г., за 18 месяцев строительства рабочими ударными темпами были построены и сданы в эксплуатацию мощный товарный комбинат, ремонтно-механический цех, компрессорная, дизельные №№ 1 и 2, лесосушка, склад сухого материала и 10 километров путей.
А.П. Максимов
56-10-78