Новости
Нетленно творчество его
Федор Павлович Павлов – поэт, драматург, композитор, дирижёр, общественно-политический деятель и организатор в сфере культуры – родился 25 сентября 1892 г. в с. Богатырево Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Цивильский район Чувашской Республики) в семье крестьянина-середняка.
С раннего детства он отличался любознательностью и тягой к знаниям. Осенью 1901 г. был принят на среднее отделение Богатыревского земского училища. В 1907 г. Федор Павлов окончил Икковское двухклассное училище Чебоксарского уезда, а с сентября 1907 г. по май 1911 г. учился в Симбирской чувашской учительской школе. В это время и начался процесс становления талантливого музыканта и драматурга. Здесь он познакомился с автором знаменитой поэмы «Нарспи» К.В. Ивановым и другими деятелями чувашской литературы и искусства, которые в дальнейшем оказали на него благотворное влияние. Вся атмосфера Симбирской чувашской учительской школы способствовала пробуждению талантов в среде учащихся. Рано проявились эти способности и у Ф.П. Павлова. Будучи учеником, он принимал активное участие в постановке оперы «Иван Сусанин», начал пробовать свои силы в музыке и литературе, собирал произведения народного песенного творчества.
Окончив Симбирскую чувашскую учительскую школу, Федор Павлович остался в школе в качестве учителя музыки и пения. В этой должности он проработал до 1913 г. Так началась активная композиторская деятельность будущего чувашского драматурга и композитора, неразрывно связанная с преподаванием в учительской школе.
Многие произведения Федора Павлова пронизывают дух народности и революционности. В них воспеваются духовно-нравственные качества человека: патриотизм и любовь к Родине, трудолюбие, честность и другие благородные черты характера. Он выступал с публицистическими статьями «Что дала революция искусству», «День советской пропаганды», участвовал в дискуссии о путях развития национального искусства, проходившей в то время во многих республиках. В 1917 г. Чебоксарское уездное собрание избрало Ф.П. Павлова в качестве мирового судьи Чебоксарского уезда, и он с семьей переехал в с. Акулево Чебоксарского уезда, где организовал любительский драматический кружок. Им были поставлены пьесы Н. Гоголя, А. Островского и миниатюры А. Чехова.
В октябре 1919 г. Федор Павлович занял пост инструктора искусств Чувашской секции при Казанском губернском отделе народного образования, а в марте этого же года его назначили заведующим театральной секцией Чувашского отдела Наркомнаца. За небольшой период он проделал огромную работу: при его содействии открывались народные дома, избы-читальни, «Районный чувашский передвижной театр» в Цивильске, были организованы двухгодичные музыкально-педагогические курсы в Чебоксарах, «съезды-самокурсы» для школьных работников – руководителей хоровых и драматических кружков, многочисленные коллективы художественной самодеятельности.
В 1920 г. Ф.П. Павлов, поселившись в столице Чувашии, начал работать над развитием чувашской национальной музыки, отдавая много сил и времени организации концертного дела в г. Чебоксары. Павлов внес большой вклад в формирование чувашского национального хора (ныне Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца), концертной группы и салонного оркестра при чувашском театре.
В 1923 г. Федором Павловичем был подготовлен к печати сборник, включающий 173 чувашские песни разных жанров, а в следующем сборнике, изданном в 1924 г., автор наиболее полно представил хоровое творчество – в нем было представлено около 70 обработок и оригинальных песен. Среди хоровых произведений последних лет его жизни имеются такие выдающиеся произведения, как хоры «Тюттель», «Красноармейская», обработка старинной обрядовой песни «Сэрень», «Свадебная» и другие. Ф.П. Павлову принадлежит также первое произведение чувашской симфонической музыки – балетная фантазия «Сырнай и Палнай».
Федор Павлов является одним из первых чувашских драматургов. Созданные им пьесы поистине завораживают. Если пьеса «Сутра» («На суде») с персонажами, имеющими подлинно комедийные характеры, найденные Ф.П. Павловым в гуще народа, блещет неподдельным остроумием и непринужденным весельем, то спектакль «Ялта» («В деревне») покоряет драматизмом показанных в нем событий, красочностью отдельных и массовых сцен, введением национальных чувашских обрядов. Эти спектакли имеют большую сценическую историю, они и по сей день не сходят со сцены Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова, вызывая восторженные аплодисменты и восторженные оценки.
Федор Павлович Павлов писал и другие, помимо названных, литературные и музыкальные произведения, имел огромное количество творческих замыслов и идей. Но, к сожалению, в результате тяжелой болезни 02 июня 1931 г. выдающегося мастера слова, талантливого композитора и музыканта не стало.
В истории чувашской литературы и искусства Ф.П. Павлов остается ярким самобытным талантом, выразившим в своем творчестве животрепещущие мысли и чаяния родного народа. Его произведения стали классикой чувашского искусства, а сам Федор Павлович Павлов навсегда останется в своих творениях.