20 апреля 2024 года

Новости

18.12.2017

Чувашский государственный академический драматический театр им. К.В. Иванова сквозь призму времени

«Жизнь в театре – всего лишь один сезон,

                                                                                               а сезон – это целая жизнь».

 

Джозеф Манкевич

 

Мир искусства – это самое драгоценное, что есть в нашем мире, незнающее поры и времени. Доказательством тому служит театральное искусство, в основе которого лежит художественное отражение самой жизни. С античных времен театр дарит зрителям живое восприятие действительности, истинные ощущения и эмоции, именно поэтому он не теряет своей актуальности и по сей день. Так и Чувашский государственный академический драматический театр имени К.В. Иванова вот уже на протяжении 100 лет радует все новые и новые поколения зрителей.

Свой творческий путь Чувашский профессиональный театр начал 27 января 1918 г. в г. Казань, когда группой студентов, красноармейцев и служащих был поставлен спектакль «Не так живи, как хочется» А.Н. Островского. Основателем, первым режиссером и актером чувашского театра был И.С. Максимов-Кошкинский. Среди участников спектакля также были П.Н. Осипов, О.И. Шестипалова-Ырзем, К.М. Васильев, И.Е. Ефимов-Тхти, М.Ф. Акимов-Аруй и другие. Этот коллектив получил название Чувашский советский передвижной театр.

Для любого театра репертуар имеет огромное значение. Именно репертуар является лицом театра, выражает его художественное направление. Впервые годы своего существования Чувашский советский передвижной театр опирался в большей степени на классическую драматургию. С 1918 по 1920 гг. были поставлены пьесы А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, А.В. Сухово-Кобылина, Д.И. Фонвизина, Л.Н. Толстого, А.Ф. Писемского, Ф. Шиллера, причем все они исполнялись на чувашском языке.

Возникновение чувашского театра способствовало развитию национальной драматургии. В 1918 г. была поставлена «Безвременная смерть» М.Ф. Акимова-Аруй, в 1918-1920 гг. – «Чья вина» Г.В. Зайцева-Талмрза, «На суде» Ф.П. Павлова – все эти спектакли показывали тяжелое положение народа. В сложные революционные годы театральные постановки в основном сопровождались лекциями и митингами, что воспринималось зрителями как единое целое – спектакль рассказывал о прошлом, а митинг призывал к будущему.

После образования Чувашской автономной области в 1920 г., Чувашский театр был переведен в г. Чебоксары. Театр вел активную работу, строились обширные планы, но трудности этого периода отразились и на деятельности театра: иногда в штате сохранялось 5-6 человек и он находился на грани развала. Тем не менее, именно в 20-х гг. в театре были поставлены пьесы «В деревне» Ф.П. Павлова, «Кужар» П.Н. Осипова, прошла инсценировка поэмы К.В. Иванова «Нарспи». Подобные спектакли отличались драматизмом событий, самобытностью, ярко выраженными социальными мотивами, это и определило их популярность среди зрителей.

В 1927 г. при театре была организована студия по подготовке актерских кадров. В 1931 г. на базе студии было образовано театральное отделение Чувашского музыкального училища, получившего наименование Чувашский музыкально-театральный техникум.

30-е гг. для Чувашского театра несомненно стали знаковыми. Возросло профессиональное мастерство актеров, ставились лучшие произведения драматургии – пьесы Н.Ф. Погодина, А.Е. Корнейчука, В.Н. Билль-Белоцерковского и т.д. Кроме того, в театр пришли работать молодые таланты – И.О. Молодов, Л.Ф. Семенов, Б.А. Алексеев, Р.И. Ананьева, Е.В. Шорникова и другие.

Чувашский государственный театр активно гастролировал как по республике, так и за ее пределами. Популярность театра была необычайно высока. Игра артистов, прекрасно подобранные и поставленные пьесы были высоко оценены. 17 января 1933 г. постановлением Президиума ЦИК Чувашской АССР театр был преобразован в Чувашский Государственный академический театр.

Тяжелые военные годы, прежде всего, сказались на репертуаре театра. Ставились пьесы о героизме и патриотизме народа: «Лиза Короткова» Н.С. Айзмана, «Голубая двойка» и «Богатыри» И.С. Максимова-Кошкинского, «Сержант Ванюшин» Н.Ф. Мраньки и т.д. Изменилось и место действия театра. Основными площадками для постановки спектаклей выступали колхозные клубы, полевые станы, воинские части, госпитали, вокзалы и призывные пункты. Свыше тысячи спектаклей, более шестисот шефских концертов дал коллектив Чувашского Государственного академического театра во время войны. Орденами «Знак Почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» отмечена деятельность многих работников театра.

После войны Чувашский театр продолжал ставить пьесы, прославляющие подвиг народа – спектакли о Юлиусе Фучике, Мусе Джалиле и другие. В 1947 г. в труппу театра вошли выпускники чувашской студии ГИТИС: В.И. Родионов, В.К. Кузьмина, Г.Т. Мадеева, П.И. Иванов и другие.

В 50-х гг. в репертуаре театра появляются спектакли с более сложными психологическими образами, где также поднимаются морально-этические проблемы. Спектакли этих лет («История одной любви» К.М. Симонова, «Таня» А.Н. Арбузова, «Сердце не прощает» А.В. Сафронова) помогали не просто поднимать важные проблемы общества, но и раскрывать душу зрителя.

В 1959 г. Чувашский академический театр был преобразован в музыкально-драматический, ему было присвоено имя К.В. Иванова, автора бессмертной поэмы «Нарспи».

В 1961 г. открылись двери нового, и первого специального театрального здания в Чувашии. В том же году труппа театра пополнилась молодыми талантами, окончившими ГИТИС. В театр пришли: Н.М. Яковлева, Н.И. Григорьева, В.Н. Яковлев, Н.Д. Григорьев, А.Н. Кутузова и другие. Помимо этого, в художественной культуре Чувашии произошли значительные перемены. В 1968 г. Чувашский музыкально-драматический театр реорганизовался в два самостоятельных коллектива: Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова и Чувашский музыкальный театр.

В 60-70-х гг. театр продолжал идти в ногу со временем и со своим зрителем: на сцене поднимались новые темы произведений, появлялись новые образы героев, не забывалась при этом и классическая драматургия. Основными спектаклями этого периода являются: «Старик» М. Горького, «Черный хлеб» Н.Ф. Ильбекова, «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Деньги для Марии» В.Г. Распутина, «Нарспи» К.В. Иванова, «Выйди, выйди за Ивана» Н.С. Айзмана, «Тополек мой в красной косынке» Ч.Т. Айтматова, «Однажды весной» Л.Я. Агакова, «Именем твоим» П.В. Афанасьева.

В 1974 г., впервые за более чем полувековую историю, Чувашский академический театр выступил на гастролях в г. Москва, где критиками особо было отмечено такое достоинство театра, как сочетание современных средств театральной выразительности с богатым национальным, самобытным искусством. Кроме того, в это же время среди деятелей чувашского национального искусства появились первые лауреаты Государственной премии РСФСР, первые народные артисты СССР. Как признание огромного вклада в дело развития театрального искусства и национальной культуры Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1977 г. Чувашский театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 80-х гг. огромное значение для Чувашского академического театра имели встречи с новыми зрителями: границы гастрольных маршрутов постепенно расширялись. Помимо сел и деревень республики, театр во второй раз выступил в г. Москва, впервые – в г. Ленинград, г. Куйбышев, г. Ульяновск, г. Стерлитамак Башкирской АССР и снова посетил г. Казань.

Как отмечали критики, спектакли этого десятилетия объединяла нравственно-этическая тема. «Деньги для Марии» В.Г. Распутина, «Провинциальные анекдоты» А.В. Вампилова, «Грех» Н.Т. Терентьева и другие спектакли поднимали острые проблемы, присущие тому времени.

Несмотря на то, что в суровых 90-ых гг. для театров по всей стране были характерны полупустые зрительные залы, Чувашский академический театр продолжал ставить на своей сцене спектакли, ставшие впоследствии значительным творческим явлением. Театр участвовал на различных фестивалях, завоевывал призы, награды и премии. Вот только малая часть творческих побед Чувашского театра за этот период: в 1990 г. на Всероссийском фестивале «Лучшие спектакли России» в г. Орел спектакль по пьесе Б.Б. Чиндыкова «Ежевика вдоль плетня» занял первое место, этот же спектакль занял первое место в 1992 г. на Всероссийском фестивале «Федерация-92» в г. Чебоксары; на II-ом Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» в г. Уфа в 1996 г. театр представил спектакль по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», лучшей в номинации «Режиссура» была признана работа Валерия Яковлева, а в номинации «Женская роль второго плана» – Нина Григорьева.

В 2000-х гг. Чувашдрамтеатр стал все более уверенно заявлять о себе, участвуя в фестивалях и занимая призовые места. Так, к примеру, в 2002 г. театр принял участие на III-ем Международном театральном фестивале «Волкову, Волкову, Волкову… всем мы обязаны» в г. Ярославль, где художественному руководителю, народному артисту СССР В.Н. Яковлеву была вручена Государственная премия Правительства РФ имени Ф.Г. Волкова; в 2005 г. на VIII-ом Международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз» в г. Казань, выступив со спектаклем «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Ф. Гарсии Лорки, приз за «Лучшую работу режиссера» получил народный артист Валерий Яковлев, народная артистка СССР Вера Кузьмина – за «Лучшую женскую роль», актриса Елизавета Хрисанфова – за «Лучшую роль второго плана»; в 2013 г. спектакль «Баба Шанель» по пьесе Н.В. Коляды получил Гран-при на VII Международном фестивале современной драматургии «Коляда-Plaus», г. Екатеринбург; в 2014 г. театр стал участником I-го фестиваля театров Приволжского федерального округа в г. Оренбург со спектаклем «День очищения» по пьесе А.А. Тарасова, а также участником VII Международного театрального фестиваля национальной драматургии им. К.Г. Тинчурина в г. Казань со спектаклем «Деньги глаза слепят» по пьесе Александра Портта.

В настоящее время коллектив театра, возглавляемый художественным руководителем В.Н. Яковлевым, каждый год выезжает на летние и осенние гастроли по Чувашской Республике, Башкирии, Татарии, Ульяновской, Самарской областях и т.д. Старейший театр в Чувашии, как и много лет назад, восхищает своих зрителей комбинацией национального колорита в современных спектаклях и созданной многогранностью образов актеров.

Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр им. К.В. Иванова прошел вековой путь, полный творческих побед и свершений. Служение высоким идеалам времени, тесная связь с жизнью народа – оставались главными задачами театра на всех этапах его развития. В далеком 1918 г., на первом спектакле с открытием занавеса по залу пронеслись восторженные возгласы. Спустя 100 лет постановки Чувашдрамтеатра по-прежнему срывают бурные аплодисменты, а зрители оставляют благодарные отзывы и искренне желают дальнейшего процветания, много ярких премьер, профессионального развития, долгих и прекрасных лет творчества.

 

 

 

Л.И. Васильева

56-10-78

   

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений