Новости
Отец чувашского театра (К 125-летию со дня рождения Иоакима Степановича Максимова-Кошкинского (1893-1975), актера и режиссера, заслуженного артиста Чувашской сцены, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста Чувашской АССР, организатора профессионального чувашского театра)
«… Перед театром, возле входа,
Безмерно прост, хоть знаменит,
Отец театра, наш народный
Максимов-Кошкинский стоит.
По-стариковски опираясь
На можжевеловую трость,
Стоит, радушно улыбаясь.
Он здесь хозяин, а не гость.
…
Мольер чувашский…
Он когда-то,
Искусство всей душой любя,
В Казани основал театр,
Собрав друзей вокруг себя.
…»
(Стихван Шавлы.
Перевел с чувашского языка Петр Градов)
|
В БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии хранится огромный массив документов, освещающих жизнь и деятельность выдающихся людей нашей республики, в том числе и театральных деятелей, в частности Иоаким Степановича Максимова-Кошкинского. Среди документов, рассказывающих о судьбе и творчестве Максимова-Кошкинского, в госархиве имеются: личная карточка члена Союза советских писателей СССР, сценарии его кинокартин, большое количество фотодокументов и многочисленные вырезки из изданий периодической печати.
Становление чувашского театрального искусства связано с именем Иоакима Степановича Максимова-Кошкинского – основателя чувашского театра, первого режиссера, актера, драматурга, театрального педагога. В биографической статье газеты «Советская Чувашия» от 28.01.1933 № 23 (2103) приведены следующие данные: «Родился в 1893 году в селе Кошках, Ульяновской губернии (ныне Татарская ССР) в семье середняка. До 1907 г. учился: в начальной, 2-х классной школе, с 1907 по 1911 г. в Ульяновской учительской школе, с 1911 г. по 1916 г. в Казанском художественном училище».
В январе 1918 г. в г. Казани начался творческий путь Чувашского профессионального театра. Стараниями студентов, красноармейцев и служащих был поставлен спектакль «Не так живи, как хочется» А.Н. Островского. Основателем, первым режиссером и актером чувашского театра был И.С. Максимов-Кошкинский. Среди участников спектакля также были П.Н. Осипов, О.И. Шестипалова-Ырзем, К.М. Васильев, И.Е. Ефимов-Тхти, М.Ф. Акимов-Аруй и другие. Этот коллектив получил название Чувашский советский передвижной театр. Но с чего же все началось?
В своей статье «Не так жилось, как хотелось», опубликованной в газете «Советская Чувашия» от 15.09.1993 № 185 (20388), М.К. Антонов, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики пишет: «В Симбирскую чувашскую учительскую школу Иоаким Максимов приехал, когда прием был уже закончен. Но Иван Яковлев, узнав, что подросток из Кошки Новотимбаево, делает исключение и принимает его на учебу. … Хотя и не часто, но учащихся за счет школы водили на спектакли драматического театра. Однажды в числе счастливчиков оказался и Иоаким. Спектакль буквально потряс его. Он, как сам впоследствии говорил, на всю жизнь «заразился» театром. …».
Со временем увлечение переросло в страсть, он непременно захотел попасть на сцену. В личном фонде (Ф.Р-3075) Веры Кузьминичны Кузьминой (1923) – актрисы Чувашского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического драматического театра им. К.В. Иванова, заслуженной артистки СССР, Почетного гражданина Чувашской Республики имеется газетная вырезка, в которой Иоаким Степанович вспоминает о начале своей театральной деятельности: «О работе в театре мечтал в Казани, куда поступил в художественную школу. Там мы были своими людьми в Русском драматическом театре, где студенческая молодежь обычно подрабатывала, изображая на сцене «народ». – Стать актером! – об этом я мог мечтать вслух только в кругу своих друзей – Ильи Романова, Петра Федорова и Константина Васильева, вместе с которыми снимал комнату на Второй Подлужной и которым часто читал любимые монологи Моора, Гамлета. … если бы не Великая Октябрьская революция, мои мечты так бы и остались несбыточной грезой».
«Летом 1918 года, когда Казань временно была захвачена белочехами, 25-летний И. Максимов-Кошкинский пишет заявление: «Прошу назначить меня агитатором… Его назначили, только не рядовым агитатором, что уже было бы почетно и ответственно, а первым заведующим только что организованного чувашского подотдела политотдела Реввоенсовета Восточного фронта, на плечи которого легла исключительно многогранная политическая, организационная и культурно-просветительская работа не только среди красноармейцев – чуваш, но и среди всего чувашского населения. На этой новой должности он особенно ясно понял, как необходим в этот момент для народа театр. Забота о его дальнейшей судьбе и привела его к встрече с Н.К. Крупской, в которой он нашел горячее участие и поддержку. Очень скоро после этой встречи театр начал получать государственную дотацию…», – так Ф.А. Романова, кандидат искусствоведения, описывает начальный этап становления чувашского театра в статье «Революцией мобилизованный и призванный» в газете «Советская Чувашия» от 14.09.1973 № 216 (14269).
Так получилось, что начало самостоятельного творчества Максимова-Кошкинского было обусловлено появлением нового социального строя: в 1919 г. появились новые чувашские пьесы, театр начал выезжать на гастроли, а после образования Чувашской Автономной Области в 1920 г. чувашский театр переехал в г. Чебоксары. С этого момента чувашское театральное искусство начинает активно развиваться, а Иоаким Степанович становится одним из ведущих драматургов Чувашии. К сожалению, веянья того времени – репрессии, не обошли его стороной.
В личном фонде театрального деятеля Чувашской АССР, ветерана труда В.П. Фролова имеется письмо председателю Президиума Верховного Совета Чувашской АССР С.М. Ислюкову от 04.12.1979 г., в котором говорится: «Будучи студентом театрального техникума-режиссерского отделения мы часто участвовали в спектаклях академического театра и каждый день были под руководством Иоким Степановича, целых 3 поколении чувашских артистов были его воспитанниками /тогда они работали директором и худ-руком академического театра/ … Как нам известно те годы наших лучших людей-большевиков сочли врагами народа в числе их И.С. Максимов-Кошкинский с женой Тани Юн были зачислены «врагами» народа. После нескольких лет заключения в годы войны 1941-45 г.г. они вернулись в Академический театр, но уже только рядовыми артистами … ».
Как пишет М.К. Антонов в вышеуказанной статье «Не так жилось, как хотелось» (газета «Советская Чувашия» от 15.09.1993 № 185 (20388): «… Но Иоакиму Степановичу по сравнению с другими, можно сказать, все же повезло. Его оправдывают и выпускают на свободу, что само по себе не означало еще полной реабилитации. Система не имела обычая давать задний ход – путь ему в театр остается закрытым, как и его жене – известной чувашской артистке Тани Юн, тоже незадолго до него выпущенной на свободу. Пришлось уехать в Москву… В тяжелые годы войны его принимают артистом Чувашского академического театра. В дождь и град, в холод и жару он исколесил всю Чувашию. Кончилась война – он опять вынужден уехать в Москву. Только после известного ХХ съезда КПСС он был окончательно реабилитирован…».
За многочисленные успехи, достигнутые им в области театрального искусства, он был удостоен звания заслуженный артист Чувашской сцены (1922 г.), народный артист Чувашской АССР (1933 г., в 1937 г. звания лишён, в 1955 г. почётное звание восстановлено), заслуженный деятель искусств РСФСР (1968 г.). За большие заслуги Иоаким Степанович был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, занесён в Почётную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (1967 г.). На доме, где он жил в Чебоксарах (пр. Ленина, 14), установлена мемориальная доска.
30 августа 1975 г. на 82-м году жизни скончался И.С. Максимов-Кошкинский – актер и режиссер, заслуженный артист Чувашской сцены, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Чувашской АССР, организатор профессионального чувашского театра.
Начало культурного возрождения чувашского народа было положено именно им, отцом-основателем чувашского национального театра, Иоакимом Степановичем Максимовым-Кошкинским. Светлая память об этом выдающимся творце чувашской культуры и талантливом театральном деятеле навсегда останется в сердцах почитателей его таланта.
На снимке: И.С. Максимов-Кошкинский. Начало 70-х г. Ф.Р-2765. Оп.1. Д.288. Л.1.
Л.И. Васильева
56-10-78