29 марта 2024 года

Новости

04.11.2019

Михаил Сеспель - основоположник чувашской советской поэзии

4 (16) ноября 2019 г. исполняется 120 лет со дня рождения Михаила Сеспеля (Кузьмина Михаила Кузьмича) (1899-1922) - поэта, драматурга, прозаика, переводчика, общественного и государственного деятеля.

Михаил Сеспель родился 4 (16) ноября 1899 г. в д. Шугурово Цивильского уезда Казанской губернии (ныне д. Сеспель Канашского района Чувашской Республики).

Он окончил Шихазанскую второклассную школу, Тетюшскую учительскую семинарию, работал в Тетюшской уездной судебно-следственной комиссии и укоме РКСМ. Осенью 1920 г. Михаил Кузьмич переехал в г. Чебоксары, был председателем Ревтрибунала, заведующим отдела юстиции Чувашского облисполкома.

Жизнь поэта трагически оборвалась 15 июня 1922 г. в с. Старогородка близ г. Остер Черниговской области Украинской ССР.

В декабре 1966 г. в целях активного привлечения писателей, композиторов и художников к созданию ярких, высокоидейных и высокохудожественных произведений о комсомоле и молодежи республики комсомолом Чувашии была учреждена премия им. М. Сеспеля за лучшие произведения в области литературы и искусства. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-6. Оп.11. Д.10. Л.485.)

В БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии хранятся документы, касающиеся общественно-политической деятельности Кузьмина Михаила Кузьмича, а также письма и воспоминания его друзей, материалы по проведению и празднованию юбилеев Михаила Сеспеля в разные годы. Из наиболее интересных документов к юбилею Михаила Сеспеля (Кузьмина Михаила Кузьмича) госархивом подготовлена подборка документов.

Из письма Федора Николаевича Пакрышеня – украинского поэта-самородка, близкого друга М. Сеспеля с воспоминаниями о смерти поэта от 16 июня 1927 г.: «15 июня 1927 года минуло пять лет, как спит непробудным сном дорогой моему сердцу незабвенный друг и брат Миши Сеспель. Нет слов выразить ту жалость, которая и в данный момент сжимает мое сердце и застилает мои глаза слезами, напоминая мне невозвратимую потерю незабвенного брата Миши. Я встретился с ним в 1921 году будучи на курорте в Крыму в «Евпатории». Наша любовь к поэзии сделали нас братьями. ... По своему желанию и по моей просьбе в конце февраля 1922 года он пришел пешком из Киева до меня в село... В начале марта Он поступил на службу в Остерский Уземотдел инструктором помощи голодающих. Ходил на службу с села расстояние 4 версты. Окружающая его публики любили за его открытый честный характер и стихи...». (БУ «ГАСИ ЧР».Ф.Р-2718/434. Оп.1. Д.253. Л.64-67.)

Из воспоминаний Натальи Николаевны Рубис - сотрудницы Остерского уземотдела Украинской ССР о Сеспеле от 03 июня 1941 г.: «…Миша Сеспель – подснежник, первый цветок весны. Он, как подснежник, первый ожил и расцвел под лучами живительного солнца – свободы чувашского народа, и, как подснежник был недолговечен. Теперь, когда я узнала значение его поэзии, его самого, как человека – борца, революционера, организатора и товарища-друга, облик его, полустертый в памяти за эти 19 лет, встает передо мной в новом свете; как будто пронизали его лучи и весь он засветился неугасимым огнем передового человечества. …когда любящие руки друзей прикасались к его письмам, его стихам, когда в душе у нас звенели непролитые слезы, а руки заботливо и нежно перебирали его стихи – листочки и прилежно работали, переписывая ценные материалы, - все ближе и роднее становился мне его образ и не раз хотелось пожалеть – почему не узнала его таким при жизни, почему он так ревниво /или застенчиво/ прятал от нас сокровища своей души? У него были глаза изумительной красоты, трудно подобрать слова, чтобы выразить их бездонную глубину, сосредоточенность, внутренний огонь. …Пришел он к нам, в Остерский Уземотдел, такой скромный, тихий, углубленный в себя – и с головой погрузился в свою работу оказания помощи голодающим. …Таким он и остался в моей памяти, - тихий и скромный по внешности, с неугасимым огнем в глазах, с образом Ленина в душе». (БУ «ГАСИ ЧР».Ф.Р‑2718/434. Оп.2. Д.180. Л.65, 67.)

Из воспоминания о Сеспеле Мишши Петра Сергеевича Слесарева - близкого друга поэта от 07 февраля 1950 г.: «…Я провел с ним вместе лучшие годы революционной юности: мы вместе встретили Октябрьскую революцию в Тетюшской учительской семинарии, вместе вступали в партию в 1918 году, вместе затем, поехали учиться в Москву на курсы организаторов-пропагандистов при ВЦИКе, затем совместная партийная работа в Тетюшах. … В нашем детстве у обоих было что то роковое, общее, что роднило и притягивало нас друг другу. Миша Сеспель большую работу провел по собиранию и идейному сплочению молодых литературных сил. ...В творчестве Миши Сеспеля были заложены огромные возможности и если бы так рано не оборвалась жизнь поэта, он много бы дал своему народу. Но и за эти короткие неполные 23 года жизни Миша Сеспель оставил о себе бессмертную память и вечно будет жить в сердцах чувашского народа. … Он жил действительно полной кипучей жизнью, горел огнем революции, радовался и страдал вместе со своим народом, как истинный сын его и борец». (БУ «ГАСИ ЧР».Ф. Р-2718/434. Оп.2. Д.194. Л.1, 4, 49, 50.)

Из воспоминания А. Григорьева - школьного товарища Михаила Сеспеля об учебе в Шихазанской второклассной учительской школе за 1952 г.: «…Поступить таким, как Миша Кузьмин, в школу было делом довольно сложным. Но нам повезло… В числе 30 человек, принятых в школу был и Миша Кузьмин. Какая радость светилась в его темных глазах – мечта начала осуществляться! Миша был среднего роста, с темными подстриженными под гребенку волосами, лицо смуглое обветренное, высокий лоб, верхняя губа несколько выступала вперед, покрывая крупные передние зубы. Черты лица – симпатичные, взгляд, серьезный.  Одет он был в рубашку из белого холста, подпоясанный тонким ремешком, штаны из синей крашеной холстины, на ногах онучи и новые лапти… Трудно ему было, но он никогда не жаловался, не показывал, что ему тяжело, не унывал: тяга к знаниям у него была огромная. … В школу Миша приходил всегда с подготовленными уроками. Отлично учился. Особенно он хорошо писал сочинения по русскому языку. Отлично писать сочинения по русскому языку с соблюдением всех правил грамматики и синтаксиса и стиля изложения для Миши, который в детстве жил в глухой чувашской деревне … было довольно затруднительным делом. Была у него особая тетрадь, куда он записывал не только отдельные трудные слова, но и целые фразы с особыми оборотами речи. … Миша мечтал быть полезным своему народу. По его мнению, работа учителя как раз и соответствовала его настроению, его мечте». (БУ «ГАСИ ЧР».Ф.Р-2718/434. Оп.3. Д.10. Л.1-8.)

Отрывок из письма «Подснежник среди бури» Г. Айги – поэта, переводчика, народного поэта Чувашской Республики Леону Робелю за 1989 г.: «…Где-то, среди этих «вечно» далеких, когда-то родных мне оврагов, в бедной чувашской деревне, в сумерках ноября 1899 года родился мальчик-поэт, погибший в возрасте двадцати двух лет…- это было шестьдесят лишним лет тому назад, и он (не просто «образ», а боль во мне) не перестает беспокоить меня – с юности и до сих пор». (БУ «ГАСИ ЧР».Ф. П-1. Оп.69. Д.828. Л.4.)

Предлагаемая подборка документов адресована всем тем, кто интересуется жизнью и деятельностью великого чувашского поэта Михаила Сеспеля.

 

  

 

На снимке:

1. М. Кузьмин среди участников I Всероссийского съезда коммунистических секций, ячеек и активных работников чуваш-коммунистов. г. Казань. 4-8 февраля 1920 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1045. Оп.1. Д.565. Л.1.

2. Делегаты I Всероссийского съезда чувашских секций, ячеек и активных работников РКСМ. г. Казань. Июнь 1920 г.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1045. Оп.1. Д.110. Л.1.

3. М. Кузьмин - делегат I Всероссийского съезда чувашских секций, ячеек и активных работников РКСМ. 1920-1921 гг.

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1045. Оп.1. Д.898. Л.1.

 

Поликарпова Алина Анатольевна

56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений