01 октября 2020 года

Новости

26.06.2020

Первый чувашский балет

26 июня 1970 г. в театральной жизни Чувашии произошло радостное событие – родился первый чувашский балет, а вместе с ним и самая юная балетная труппа. Премьера балета «Сарпиге» на сцене Чувашского музыкального театра стала подарком к 50-летнему юбилею республики.

Спектакль прошел в переполненном зале и был принят с исключительным интересом, хотя его сюжет был незамысловатым. Навеянный чувашскими сказками, он посвящен извечной теме борьбы и торжества света над мраком. Красавица Сарпиге и юноша Сардиван, полюбив друг друга, поклялись в вечной верности своей чистой любви. Но их счастью пытаются помешать злая мачеха Сахха и ее сообщник Эсреметь, властитель лесных чащоб. Несмотря на все козни и колдовство, побеждает любовь.

Музыка балета, написанная композитором Ф.С. Васильевым, органично сочетала своеобразие чувашских национальных мотивов с традиционным классическим звучанием, присущим таким композиторам, как А.И. Хачатурян, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев.

Уже в первой постановке произведения прослеживалась отточенная балетная техника. В композиции классического танца балетмейстер В.Ф. Богданов внес элементы, характерные для чувашского народного творчества. Необычайной яркостью и выразительностью в балете отличались дуэты и массовые танцы.

Подобное мастерство балетной труппы, состоящей всего из 25 человек, восхищало, поскольку все они являлись воспитанниками всемирно известного хореографического училища имени А.Я. Вагановой. Несмотря на сравнительно небольшой опыт, среди молодых артистов выделялись настоящие мастера с яркой индивидуальностью: Г.С. Васильева (Сарпиге), Л.Ю. Ивановская (Сахха), А.Ф. Федоров (Сардиван), Н.Н. Никифоров (Эсреметь).

Успеху первого балета способствовали декорации и костюмы, создающие настоящий праздник красок на сцене. Разноцветные костюмы танцоров помогали вживаться в роли и еще точнее передавать характерные особенности персонажей. Декорации художника С. Умнова простые и в то же время образные, напоминающую изящную тонкую гравюру, создавали на сцене атмосферу таинственности и сказочности.

Постановка балета «Сарпиге» заложила основы национального академического хореографического искусства, где классический танец органично переплетался с народным. Спустя полвека зрители продолжают с восхищением наблюдать красоту танца, с трепетом переживают все сюжетные повороты балета и это не удивительно – первый чувашский балет «Сарпиге», получивший сценическое воплощение, стал не только одним из известнейших национальных произведений, но и гордостью республики.

 

На снимке: Сцена из балета «Сарпиге». 1970 г.

                       БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-3159. Оп.2. Д.36. Л.15.

 

Источник:

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-3159. Оп.1. Д.24. Л.9об.-10.

 

Васильева Людмила Игоревна

56-10-78

Поделиться в социальных сетях:
Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений