31 октября 2020 года

Новости

16.10.2020

К 80-летию (1940) решения бюро Чувашского обкома ВКП(б) об организации школ фабрично-заводского обучения в гг. Канаш, Козловка, Шумерля и железнодорожного училища в г. Алатыре

Промышленность республики в 1940 г. двигалась наращивая свои темпы. В связи с этим, возросла необходимость в трудовых резервах. Наряду с действующими формами производственно-технического обучения, к которым относятся курсы технического минимума, стахановские школы, курсы мастеров социального труда, с каждым годом расширялась сеть школ фабрично-заводского обучения и училищ. Толчком к их повсеместному росту стал указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР» от 2 октября 1940 г.

В связи с этим, 16 октября 1940 г. было принято постановление бюро Чувашского обкома ВКП(б) согласно которому в городах Канаш, Козловка и Шумерля организовывались школы ФЗО, а в городе Алатырь - железнодорожное училище.

В соответствии с постановлением, планировалось организовать школы следующей вместимостью: в г. Козловка на 150 мест, в г. Шумерля на 200 мест, в г. Канаш на 150 мест, а также железнодорожное училище в г. Алатырь на 200 мест с перспективой доведения количества учащихся до 300.

Для ускорения процесса их открытия, секретари райкомов ВКП(б) и председатели исполкомов Алатырского, Канашского, Козловского и Шумерлинского райсоветов обязывались в кратчайшие сроки закрепить за школами соответствующие помещения для учебных занятий, производственных мастерских и общежитий для учащихся, а также закончить их ремонт, обеспечив мастерские оборудованием, общежития - постельными принадлежностями.

Открытие дополнительных учебных мест позволяло большому числу жителей Чувашии получить профессию и дальнейшее место работы. Огромное значение такого рода производственно-образовательных учреждений, подтверждается количеством заявлений, принятых в ходе призывной комиссии 1940 г. При установленном контингенте призыва для республики 500 человек в школы ФЗО и 200 человек в железнодорожные училища, по итогам призывной комиссии было подано 1459 заявлений в железнодорожные училища и 1625 заявлений в школы ФЗО.

Особое место в подготовке школ и училищ к открытию играл вопрос их обеспечения руководящими и педагогическими кадрами. Принцип подбора которых заключался в выборе компетентных людей, знающих дело по отраслям производства и имеющих способности к развитию вверенного им учреждения.

Благодаря верному решению кадрового вопроса и ответственности руководства Алатырского, Канашского, Козловского и Шумерлинского районов были приложены должные усилия для выполнения указаний, поставленных постановлением бюро Чувашского обкома ВКП(б).

Так, в докладной заведующего сектором кадров промышленного транспорта и связи отдела кадров Чувашского обкома ВКП(б) (инициалы отсутствуют) Акимова «О ходе призыва в школы фабрично-заводского обучения и железнодорожное училище по Чувашской АССР и о готовности школ к началу учебного года» от 22 ноября 1940 г. записано следующее: «… лучше всех в республике с подготовкой обстоит в г. Алатыре в железнодорожном училище, так как у них сейчас имеются все условия для начала учебного года. Имеется три хорошо оборудованных слесарных зала на 105 рабочих мест, одно из них оборудовано вновь, остальные передаются ж.д. техникумом, оборудовано 8 кабинетов для теоретических занятий, оборудуется котельный цех, из имеющихся у техникума кузниц выделено ж.д. училищу 2 горна, также передаются ряд действующих станков токарный, сверлильный и наждачный. Кроме того, дополнительно выделено ряд помещений для кабинетов… 2 помещения под общежития, оборудованы полностью, на 150 мест…».

Подготовка к открытию других учреждений производственно-технического обучения так же шла согласно плану и к намеченным срокам близилась к завершению. Их материально-техническая база включала наличие мастерских, общежитий, столовой, одежды и обуви для учащихся, постельных принадлежностей.

О работе Шумерлинской школы ФЗО сообщает информация секретаря Шумерлинского райкома ВКП(б) (инициалы отсутствуют) Боброва о состоянии работы школы от 31 декабря 1940 г.: «…Согласно наряда Управления трудовых резервов в школе должно обучаться – 200 чел., на 28 декабря 1940 г. числится – 198 чел… Все учащиеся разбиты на 5 производственных групп: а) рамщики-39 чел., б) плотники-39 чел., в) слесаря-40 чел., г) электромонтеры-40 чел., д) станочники-40 чел… Все группы проходят производственное обучение по установленной программе в мастерских и цехах завода Комбинат… В школе имеется библиотека, в которой имеется художественная и политическая литература на русском и чувашском языке, из 198 учащихся – 168 числится читателями библиотеки… Общежитие школы ФЗО состоит из 2-х корпусов…».

Канашская школа ФЗО также с определенными достижениями приступила к работе. В распоряжении учащихся были: мастерские со всем необходимым оборудованием и общежитие, выделенные Канашским вагоноремонтным заводом, а также столовая и библиотека. В краткой информации секретаря Канашского райкома ВКП(б) (инициалы отсутствуют) Знаменской о работе школы ФЗО от 31 декабря 1940 г. записано: «Группы учащихся разбиты следующим образом: слесаря 90 человек на три группы… кузнецы 30 человек одна группа и электросварщики 30 человек… На 27 декабря 1940 г. в школе ФЗО учащихся из 150 человек по списку занимаются 142 человека… Все нарушения со стороны учащихся имевшие место с первых дней занятий изжиты, а поэтому школа ФЗО уже начала сдавать в ВРЗ свою продукцию из слесарного отделения ключи гаечные разных размеров, болты, гайки и другие. Из кузнечного отделения мелкие части к вагонам…».

Таким образом, открытие новых школ фабрично-заводского обучения и училищ было продиктовано веянием времени. Многие из учащихся после обучения продолжали трудовую деятельность на производстве. Роль школ ФЗО и училищ особенно возросла в связи с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда требование к трудовым ресурсам повысилось. Выпускники Канашской, Козловской, Шумерлинской школ ФЗО и Алатырского железнодорожного училища приступали к работе для обеспечения фронта всем необходимым, в их числе были не только молодые люди, но и девушки. Деятельность школ фабрично-заводского обучения и производственно-технических училищ сыграла важную роль в тыловой поддержке фронта, а также в послевоенном восстановлении народного хозяйства.

 

 

Источники и литература:

1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.21. Д.42. Л.245.

2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.21. Д.184. Л.5-7, 16-17, 23-25.

3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.23. Д.305. Л.4-8.

4. История Чувашской АССР. Том. 2 / Отв. ред. И.Д. Кузнецов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1967. – С. 105.

 

Афанасьева Людмила Николаевна

56-10-78

Поделиться в социальных сетях:
Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений