29 марта 2024 года

Новости

07.12.2020

Творчество самобытного художника (К 140-летию со дня рождения Каменьщикова Николая Александровича (1880-1963) - живописца, педагога, члена Союза художников СССР (1935), заслуженного учителя школы Чувашской АССР (1950)

Каменьщиков Николай Александрович родился 6 декабря 1880 года в городе Симбирске Симбирского уезда (ныне город Ульяновск Ульяновской области). Согласно автобиографии, отец Николая Александровича являлся служащим лесного ведомства. В 1898 году выпускник Симбирского городского трехклассного училища поступил в Казанскую художественную школу. Проучившись 7 месяцев, в связи со сложившимися семейными обстоятельствами, он бросил обучение.

В 1900 году юноша переезжает в город Алатырь, получает свидетельство о праве на преподавание и начинает заниматься преподавательской деятельностью. С 1900 по 1908 годы он трудился в качестве учителя рисования, черчения и чистописания в учебных заведениях города Алатыря. В этот момент он обнаружил в себе желание к популяризации искусства путем создания возможностей для развития художественно-изобразительных умений для всех желающих. Об этом периоде жизни в приложении к анкете от 25 апреля 1943 года Каменьщиков Николай Александрович пишет: «Я поставил перед собой задачу: привить заинтересованность к рисованию и живописи не только среди учащихся, но и среди взрослых. Для достижения поставленной цели, я <…> прежде всего работой над собой и учениками, прививая им любовь к всему красивому и главным образом к цвету…».

В 1908 году Николай Александрович приступает к масштабной работе по организации в городе Алатыре художественной выставки. К участию в ней присоединились учащиеся школ всей Симбирской губернии. Это была одна из первых выставок в России, где были представлены работы учеников общеобразовательных учреждений. Одновременно с этим он проводил много времени в музеях города Ленинграда. Совершенствуя свой творческий потенциал, он создавал копии произведений великих живописцев.

В 1918 году по поручению губернского отдела образования им была основана художественная студия, которая действовала до 1924 года. Николай Александрович, обладая организаторскими способностями, создал при студии музей, экспонатами которого становились работы учащихся, написанные с использованием различных материалов и в совершенно не схожих направлениях изобразительного искусства. В студии обучались дошкольники, школьники, учащиеся художественных школ, а также художники-любители. Поступая в студию, каждый получал в свое распоряжение обширную коллекцию художественной литературы, учебных пособий, инструментов и оборудования. Открывая студию, Н.А. Каменьщиков прежде всего придерживался идеи создания условий для развития таланта у людей различных профессий и возрастов.

Его преподавательская деятельность была успешна, что подтверждается участием работ его учеников на выставках в таких городах, как Киев, Москва, Чебоксары. Действительно, участие в выставках всегда занимало Николая Александровича, как возможность демонстрации умений его учащихся, он словно давал им шанс заявить о себе, при этом свои работы он экспонировал мало. Стоит отметить, впоследствии его ученики становились прекрасными учителями рисования, художниками, архитекторами и скульпторами.

В 1920-е годы Николай Александрович трудился в разных должностях, среди них: декоратор в театре, заведующий декоративной мастерской при уездном отделе образования, руководитель курсов по рисованию для учителей.

С 1932 года Каменьщиков Н.А. большую часть своего времени стал уделять творчеству. Несмотря на это преподавательская деятельность оставалась для него важной, и он продолжил трудиться в качестве учителя в Алатырском педагогическом техникуме, позже в Алатырском художественном училище, а также в средней школе № 7 города Алатыря. Именно в период с 1932 года он становится активным участником республиканских и всесоюзных выставок. Его произведения были представлены в городах Чебоксары, Саранск, Москва и Алатырь.

Основными направлениями работы Николая Александровича были «натюрморт» и «пейзаж». Именно в этих направлениях им были написаны следующие произведения: «Портрет И.В. Мичурина» (1931), «Засурские луга» (1937), натюрморты «Овощи» (1937) и «Дыни» (1940), «В родном колхозе» (1940), «Зимний пейзаж» (1945), «Цветущая яблоня» (1950), «Автопортрет» (1958) и многие другие.

За огромный вклад в развитие изобразительного искусства страны и плодотворную преподавательскую деятельность по художественному воспитанию детей Каменьщиков Н.А. был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР (1945), медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1942 годов (1946), орденом Ленина (1949), а также ему было присвоено звание «Заслуженный учитель Чувашской АССР» (1950).

Изобразительное искусство является сложной формой выражения своих чувств и эмоций, профессионалом в котором может стать человек обладающий редким чувством вкуса и красоты. Именно таким был Каменьщиков Николай Александрович, содержащий в себе уникальные человеческие качества, которые в сочетании с профессионализмом позволяли ему делится своими знаниями, создавая возможности огромному количеству людей немного приблизится к искусству.

  

На снимке: Каменьщиков Н.А. Не позднее [1963] г.

                      БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2741/1527. Оп.3. Д.9. Л.1об.

 

 Источники и литература:

1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.П-1. Оп.24. Д.1210. Л.98-99.

2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2741/1527. Оп.3. Д.9. Л.9.

3. А. Григорьев. Торжествующая радость жизни. // Советская Чувашия. – 1980 - 7 декабря. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

 

 

Афанасьева Людмила Николаевна

56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений