24 декабря 2024 года

Новости

26.11.2022

Царица чувашской вышивки Екатерина Ефремова (К празднованию Дня чувашской вышивки)

Чувашию неспроста называют «краем ста тысяч вышивок». Наша вышивка – уникальный вид декоративно-прикладного искусства и народная гордость. В 2020 г. в списке национальных праздников республики появился специальный – День чувашской вышивки. Он учрежден Указом Главы Чувашской Республики Олегом Николаевым от 17 октября № 276 в целях сохранения и популяризации этого вида искусства. Дата 26 ноября была выбрана неслучайно, в этот день родилась знаменитая вышивальщица Екатерина Ефремова, благодаря которой традиции чувашской счетной вышивки сохранились на предприятиях народных промыслов республики.

Государственный архив современной истории Чувашской Республики хранит личный фонд заслуженного художника РСФСР, народного художника Чувашской АССР, члена Союза художников СССР Екатерины Ефремовой, образованный по инициативе архиводержателя. Екатерина Иосифовна сдала свои личные документы для научного описания и постоянного хранения в апреле 1997 г. Материалы личного архива систематизированы по 8 основным разделам: 1. Отражающие творческую деятельность мастера вышивки; 2. Касающиеся служебной деятельности Е.И. Ефремовой; 3. Переписка; 4. Биографические документы; 5. Материалы, рассказывающие о Е.И. Ефремовой; 6. Фотографии; 7. Материалы, собранные Е.И. Ефремовой как исследователем. В отдельный раздел выделены документы о родном брате Е.И. Ефремовой, герое Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Владимире Ефремове.

Ефремова Екатерина Иосифовна родилась 26 ноября 1914 г. в с. Егоркино Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Нурлатский район Республики Татарстан). «Отец мой, – читаем мы в собственноручно написанной биографии, –учительствовал в чувашской школе… в деревне Аксумла. После смерти отца, в 1923 году наша семья переехала на его родину, в деревню Мамликасы Цивильского уезда. Бабушка и мама хорошо знали чувашское народное искусство и старались приучать меня ткать, вышивать и все это, видимо, привлекло мое, не совсем детское, воображение» (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 12. Л. 6). Также биографические сведения можно почерпнуть из родословной, составленной Екатериной Иосифовной в 1972 г. и записанной от руки в простую ученическую тетрадку.

Во время учебы в Чебоксарской фабрично-заводской семилетней школе Катерина брала уроки рисования у Моисея Спиридонова, одного из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства, собирателя и исследователя чувашского народного орнамента. Мастер разглядел в девушке талант и рекомендовал поступить на вышивальное отделение Московского промышленно-художественного техникума им. М.И. Калинина. «Моими учителями, – пишет Екатерина Иосифовна, – были известные художники декоративно-прикладного и народного декоративного искусства: композицию и технические приемы шитья и вышивки преподавали С.В. Ильинская и О.К. Бельчикова, «Живопись» вел Н.Г. Тихонов, «Рисунок» Иван Сергеевич Простов, стили преподавал А.П. Барышников – известный автор книги-пособия по орнаменту. В июне 1936 г. отлично защитила диплом. Председателем квалификационной комиссии была Л.В. Маяковская» (БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 12. Л. 6). Кстати, об упомянутой в списке педагогов первой Софье Владимировне Ильинской в фонде имеются рукописные воспоминания Ефремовой.

Вернувшись из Москвы в Чебоксары, Е.И. Ефремова работала художником-техником экспортной базы «Чувашская вышивка», с 1939 г. – на Чебоксарской выходной базе Чувашского союза артелей швейных промыслов.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в 1941-1943 гг., когда оборонной промышленности были необходимы рабочие руки, она, прервав учебу в институте, трудилась слесарем-сборщицей на Чебоксарском электроаппаратном заводе. В семью Екатерины Иосифовны, как и в каждую советскую семью, война принесла огромное горе: 16 февраля 1942 г., направив подбитый штурмовик на вражеские войска, погиб старший лейтенант Владимир Ефремов. С братом Екатерина Иосифовна поддерживала тесную переписку. Документы о герое, повторившем подвиг Гастелло, выделены в отдельный раздел личного фонда. Среди них: фотокопии писем и похоронки, а также публикации в периодической печати.

В 1948 г. Ефремова успешно окончила Московский государственный институт прикладного и декоративного искусства по специальности «Художественная керамика», о чем свидетельствует диплом, хранящийся в фонде. Дипломная работа – сервиз «Чувашский квасник» награждена грамотой и премией Художественного фонда СССР.

После окончания вуза Е.И. Ефремова возглавила экспериментальную художественную лабораторию Чувашшвейпромсоюза и занялась возрождением чувашской вышивки, ставшим делом всей ее жизни. Затем Екатерина Иосифовна четыре года работала на должности инженера-художника производственного отдела Чувашского совета промысловой кооперации (Чувашпромсовет). В октябре 1958 г. была назначена заведующей художественной лабораторией конструкторско-технологического бюро Чувашпромсовета. С августа 1963 г. она занимала должность заведующей в Проектно-конструкторском бюро управления бытового обслуживания населения при Совете Министров Чувашской АССР. Точные сведения о карьере Ефремовой мы узнаем из трудовой книжки, также хранящейся в ее личном фонде.

С изделиями художницы ознакомились более 60 стран мира на всемирных выставках Аргентины, Бразилии, Индии, Бельгии, Греции, Египта, Японии, Канады, Кубы, Турции, Алжира и других стран.

В 1956 г. Е.И. Ефремова находилась в служебной командировке в Каире, столице Египта. Рукопись статьи Екатерины Иосифовны об участии в оформлении и проведении выставки Советской промышленности есть в фонде. В 1965 г. художница посетила Лейпциг. В госархиве хранится рукописный отчет о знакомстве с разнообразием современных тканей и профессионального фабричного оборудования на международной ярмарке.

После реорганизации Проектно-конструкторского бюро в 1966 г. Екатерина Иосифовна стала главным художником Чебоксарского производственного объединения художественных промыслов (ЧПОХП) «Паха тěрě», где проработала до сентября 1980 г. В фонде хранится Творческая характеристика на Е.И. Ефремову, выданная Объединением.

Мастерица участвовала во многих чувашских республиканских, всероссийских, всесоюзных, всемирных и международных (более чем в 60 странах) выставках прикладного искусства, о чем свидетельствуют справки об участии, дипломы и грамоты из личного фонда.

Екатерины Иосифовны не стало 26 февраля 2000 г., ее могила находится на Чебоксарском кладбище №3.

За заслуги в области декоративно-прикладного искусства художник по вышивке Екатерина Ефремова награждена орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1974 г. ее имя было занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Екатерина Иосифовна – заслуженный художник РСФСР (1970), народный художник Чувашской АССР (1980), член Союза художников СССР (1962). С некоторыми из наградных документов также можно ознакомиться в ее личном фонде.

В личном фонде Е.И. Ефремовой хранятся материалы, отражающие ее жизненный и творческий путь, в печатных средствах массовой информации, это публикации в журналах, газетах и буклетах. Также в разделе «Изобразительные материалы» можно ознакомиться с фотографиями, крайние даты которых 1913-1980 гг. На снимках: родные и близкие Екатерины Иосифовны и сама вышивальщица в моменты творчества, служебных командировок, в кругу коллег, на отдыхе.

Конечно, главное наследие художника – это его работы. Наиболее полными хранилищами творческого наследия Е.И. Ефремовой по праву являются чувашские художественный и национальный музеи. Избранные произведения хранятся в Москве и Санкт-Петербурге. Но в личной коллекции, о которой мы сегодня говорим, тоже можно найти несколько эскизов и набросков.

Также представляет интерес книга «Письмо чувашского народа Великому Сталину». Подарочное издание, содержащее варианты текста на чувашском и русском языках, было выпущено в 1937 г. небольшим тиражом и оформлено оригинальными орнаментами. Примечательно, что выполнить рисунки для такого знакового издания было доверено Екатерине Ефремовой, совсем молодой на тот момент художнице, недавно окончившей техникум.

Также следует обратить внимание на портрет Екатерины Ефремовой в годы учебы в Московском промышленно-художественном техникуме имени Калинина. Рисунок выполнен сокурсницей, имя которой не установлено. Скорее всего, это было задание педагога, ведь студенты-художники часто рисуют друг друга на занятиях. С рисунка на нас смотрит юная Катя Ефремова: спокойное выражение лица и пытливый взгляд – впереди долгая, интересная и плодотворная жизнь. Самой модели, по всей видимости, рисунок нравился, поэтому Екатерина Иосифовна хранила его всю жизнь и его и передала в госархив. Гораздо позже появятся официальный портрет Розалии Ермолаевой, находящийся ныне в фонде Чувашского государственного художественного музея. Конечно, знаменитую вышивальщицу много фотографировали и рисовали. Но именно этот ученический набросок, выполненный акварелью на обороте миллиметровки, видится и лирическим, и строгим, и юношески наивным, и устремленным в будущее одновременно. Это изюминка личного фонда Екатерины Ефремовой в фонде Госархива современной истории.

В свое время Екатерина Иосифовна Ефремова вместе с другими мастерицами участвовала в создании вышитой карты Советского Союза для главного павильона Выставки достижений народного хозяйства. Символично, что, продолжая и совершенствуя дело знаменитой мастерицы, современные вышивальщицы в 2021 г. создали карту Чувашии, а совсем недавно с успехом реализовался проект «Вышитая карта России», объединивший труд представителей всех субъектов федерации. Выставленная в Чувашском национальном музее карта живет своей жизнью: к декабрю этого года на ней появятся изображения новых регионов: Донецкой и Луганской республик, Запорожской и Херсонской областей.

     

На снимках:

Художник по вышивке, заслуженный художник Чувашской АССР Е.И. Ефремова. 1967 г. Фото В. Войтенко. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 35. Л. 3.

Художник по вышивке, заслуженный художник РСФСР, народный художник Чувашской АССР Е.И. Ефремова. 1980 г. БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 35. Л. 6.

 

Источники:

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-16

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-8

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-4

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-9

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 5. Л. 1-21

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 8. Л. 1-5

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д.9. Л. 1-4

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 12. Л. 1-3

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 13. Л. 1-12

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 15. Л. 1-8

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 21. Л. 1-3

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 22. Л. 1

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 24. Л. 1-25

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 27. Л. 1-5

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 28. Л. 1-2

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 30. Л. 1

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 31. Л. 1-89

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 32. Л. 1-105

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 33. Л. 1-5

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 34. Л. 1-7

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 35. Л. 1-7

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 47. Л. 1-13

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 48. Л. 1-66

БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-2896. Оп. 1. Д. 49. Л. 1-21

 

 

 

 

Кочешкова Вероника Геннадьевна

56-1-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений