23 ноября 2024 года

Новости

09.04.2023

Начало обязательного изучения русского языка в национальных школах (К 85-летию принятия Совнаркомом и обкомом ВКП(б) Чувашской АССР постановления «Об обязательном изучении русского языка в чувашских, татарских и мордовских школах Чувашской АССР»)

Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой преодоления неграмотности населения. Почти поголовное невежество крестьянства препятствовало социалистическому строительству, поэтому ликвидация массовой неграмотности стала важнейшей задачей советской власти. Совет Народных Комиссаров 26 декабря 1919 г. принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию. Уже к двадцатилетию победы революции просвещение принесло свои ощутимые плоды, а всесоюзная перепись 1939 г. показала, что грамотность в масштабах всей страны приближалась к 90%.

В многонациональном и многоязыковом государстве ликвидация неграмотности приобретала специфический характер. Разработка языковой политики в социалистическом государстве была отражена в работах В.И. Ленина по национальному вопросу, большую часть из которых он написал в 1912-1914 гг. В небольшой статье «Нужен ли обязательный государственный язык» отразились основные тезисы по теме. В.И. Ленин, в частности, отмечал: «Мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку. Мы не хотим только одного: элемента принудительности. Мы не хотим загонять в рай дубиной». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

В Декларации прав народов России 1917 г. было провозглашено «равенство и суверенность народов России» и «свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп», что открывало путь к практической реализации ленинской концепции национального и языкового плюрализма.В Программе Российской коммунистической партии (большевиков), принятой на VIII партийном съезде в марте 1919 г. РКП(б) рассматривала школу как «орудие коммунистического перерождения общества», а одним из основных условий полноценной реализации коммунистических идей определяла «полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке». Правда, с 1930-х гг. провозглашенный В.И. Лениным баланс русского и национальных языков территориальных единиц Союза постепенно нарушался.

После успехов в ликвидации неграмотности среди взрослых новой целью становилось поддержание соответствующего образовательного уровня в среде подрастающего поколения, для чего с 1930 г. в стране начали внедрять систему всеобщего обязательного начального обучения. В материалах к отчету Чувашского обкома ВКП(б) о работе в области народного образования, литературы и искусства 1938 г. отмечено: «В настоящее время грамотность трудоспособного населения в возрасте 14-50 лет достигла 98 процентов…Осталось еще обучить 13.5 тыс. чел. Из них половина учится…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 19. Д. 231. Л. 12).

Место же русского языка в образовательном стандарте страны окончательно было определено 13 марта 1938 г. в связи с изданием Постановления ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Это решение поставило точку в длительной внутрипартийной полемике о роли языка в развитии советского общества.

В Чувашкой АССР это постановление было незамедлительно принято к действию, и уже 9 апреля на заседании бюро Чувашского обкома ВКП(б) в повестке дня под № 34 стоял вопрос «Об обязательном изучении русского языка в чувашских, татарских и мордовских школах Чувашской АССР». После выступлений по данному вопросу члена бюро, председателя СНК Л.С. Спасова и заведующего школьным отделом обкома А.Ф. Судакова постановили: «Утвердить текст постановления Совнаркома Чувашской АССР и обкома ВКП(б)». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 19. Д. 46. Л. 184).

Началась большая кропотливая работа по внедрению Постановления в жизнь. Оперативно откликнулись на документы, повышающие роль русского языка, популяризаторы идей партии. Например, в сведениях школы пропагандистов Центрального дома партийного просвещения Чувашского обкома ВКП(б) о выполнении учебного плана по четырехмесячным курсам с мая 1938 г. «Русский язык» стоит первым среди изучаемых предметов по количеству часов – 84. Для сравнения: «История СССР» – 48, «Конституция» – 44, «Чувашский язык» – 40. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-975. Оп. 1. Д. 14. Л. 1). В отчете по курсам предмету «Русский язык» отводится самый большой объем уроков: подробно расписан план занятий, отмечено, что он «выполнен полностью». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-975. Оп. 1. Д. 14. Л. 69). Показатель эффективности занятий виден из следующих слов: «Результат усвоения пройденного, видно (так в документе) из того, например: т. Киляков при поступлении на курсы писал диктант на тему «Советский часовой» рассказ содержит в себе 96 слов, тов. Киляков сделал 24 ошибки, при окончании же курсов он получил по русскому языку «отлично». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-975. Оп. 1. Д. 14. Л. 69). Если в документах по личному составу до выхода Постановления можно видеть заявления, написанные на чувашском языке, то с апреля 1938 г. такого уже не встречается. Среди проблем в изучении предмета первой отмечается «недостаток учебников по русскому языку». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-975. Оп. 1. Д. 14. Л. 70).

Между тем близился новый учебный год, с началом которого требовалось применить Постановление на практике. А.Ф. Судаков в своей статье «В совершенстве овладеть русским языком», напечатанной в газете «Красная Чувашия» 16 июня 1938 г. подробно изложил план действий: «Наша задача – в кратчайший срок ликвидировать последствия вредительства в области преподавания русского языка в национальных школах (чувашских, татарских и мордовских)… С 1 сентября в Чувашии во всех чувашских, татарских и мордовских школах вводится преподавание русского языка. Изучение русского языка в нерусских начальных школах вводится со II класса и во всех неполных средних и средних школах с III класса обучения.

Учащиеся, оканчивающие начальную школу (IV класса), должны получить запас русских слов, позволяющий им понимать простую разговорную речь, излагать на русском языке знакомые им явления из окружающей жизни, владеть элементарными навыками чтения и письма по-русски.

Учащиеся, оканчивающие неполную среднюю школу (VII классов), должны уметь свободно и правильно выражать на русском языке свои мысли как устно, так и письменно, иметь навыки самостоятельного пользования книгой, соответствующей их возрасту, получить знание основ русской грамматики и синтаксиса и получить знакомство с русской литературой.

Учащиеся, оканчивающие среднюю школу (X классов), должны знать основные законы и правила русского языка, уметь свободно читать, т.е. понимать художественную и научную литературу и передавать устно, и излагать письменно содержание прочитанного, а также свои мысли на правильном русском языке.

На основании этих требований внесены изменения в действующие учебные планы нерусских школ. В начальных классах на изучение русского языка отведено: во II классе – 2 часа, в III классе – 4 часа, в IV классе – 4 часа в неделю.

В неполных средних и средних школах в III классе – 4 часа, в IV классе – 4 часа, в V классе – 5 часов, в VI классе – 5 часов, в VII классе – 5 часов, в VIII классе – 4 часа, в IX классе  – 4 часа, в X классе – 4 часа в неделю.

Начиная с VIII класса вводится систематический краткий курс русской литературы, на прохождение которого из общего количества часов, отводимых на русский язык, дается в VIII, IX, IX классах по 2 часа в неделю». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

Надо добавить, что в дополнение к указанному Постановлению Советом Народных Комиссаров СССР и Центральным Комитетом ВКП(б) 19 июля того же года было принято еще одно, согласно которому недельная сетка часов по русскому языку в начальных школах во всех (начальных, неполных средних и средних) школах достигла: во II классе – 3 ч., III-IV – 4 ч., V-VII – 6 ч., VIII-X – 5 ч. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 19. Д. 223. Л. 5).

А.Ф. Судаков, опираясь на пункт 3 Постановления от 9 апреля 1938 г., писал: «До 1 сентября с. г. Наркомпрос должен составить и издать учебники по русскому языку. Между тем намеченные к изданию учебники по русскому языку до сих пор еще к печати не подготовлены, программы по русскому языку для чувашских школ не пересмотрены». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

В пунктах 8-9 Постановление устанавливало изменения не только в программе школ, но учреждений среднего специального и высшего образования: «…ввести с 1 сентября 1938 г. обязательное изучение русского языка во всех педагогических училищах, в пединституте». Планировалось также «создать к осени 1938 года при Чувашском пединституте аспирантуру для подготовки из национальных кадров научных работников в области русского и чувашского языка». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 19. Д. 223. Л. 78).

Было уделено внимание и переподготовке опытных педагогов. «С этой целью, – писал А.Ф. Судаков, – Наркомпросом в г. Цивильске организованы курсы по переподготовке 200 учителей для начальных школ из числа окончивших средние школы… Кроме этого во время летних каникул начнут работать краткосрочные курсы по переподготовке учителей по русскому языку». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

С началом нового учебного года Чувашский обком ВКП(б) организовал основательную проверку выполнения Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР 13 марта 1938 г. «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» в учебных заведениях республики (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 19. Д. 223). В отчетах уполномоченных инструкторов отдела школ чаще всего отмечались недостаток учителей и учебников русского языка. Особое внимание проверяющими было уделено «обследованию постановки преподавания русского языка» в учебных заведениях, готовящих будущих педагогов. Например, в итогах инспекции Чебоксарского педагогического училища от 13-16 декабря 1938 г. в целях улучшения постановки преподавания русского языка дирекции педучилища было рекомендовано: принять меры к обеспечению учащихся учебниками, регулярно проводить совещания преподавателей языка, обратить внимание на установление большей связи между русским и чувашским языком, также – на оформление письменных документов и их упорядоченное хранение, принять меры по обеспечению библиотеки необходимыми пособиями, практиковать организацию литературных вечеров с выступлением учащихся и преподавателей. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 19. Д. 223. Л. 41-46).

Республиканские печатные органы уделяли внимание проблемам преподавания русского языка и ранее. Так, газета «Красная Чувашия» еще весной 1938 г. опубликовала заметку «Слабая успеваемость по русскому языку», в которой критиковался слабый преподаватель Канашской неполной средней школы. Тогда же вышла статья «Выпускники плохо владеют русским языком» с итогами выпускных экзаменов в Цивильском педагогическом училище и небольшой материал «Кому же стыдно?», где обращалось внимание на преподавание русского языка в Ишаковской средней школе и тому подобное. По результатам проверок Совнарком и бюро обкома ВКП(б) Чувашской АССР выпустил постановление от 13 декабря 1938 г. «Об изучении русского языка в чувашских школах», где редакциям газет было предписано «…повседневно освещать на страницах печати вопросы постановки и изучения русского языка в школах». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 19. Д. 223. Л. 52).

Надо отметить, что в постановлении Совнаркома и обкома ВКП(б) Чувашской АССР от 9 апреля 1938 г. «Об обязательном изучении русского языка в чувашских, татарских и мордовских школах Чувашской АССР», ссылаясь на строки из постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), было подчеркнуто, что «основой преподавания в школах национальных республик и областей является родной язык» и, что «тенденция к превращению русского языка из предмета изучения в язык преподавания и тем самым к ущемлению родного языка, является вредной и неправильной». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 19. Д. 223. Л. 78). Эта ориентация в послевоенные годы, к сожалению, постепенно утратила силу, и в национальной школе все дисциплины стали преподаваться на русском языке.

  

На снимках:

1. Коллектив учителей семилетней школы д. Нюргечи Комсомольского района Чувашской АССР. Фотокопия. 1939 г.

    БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2952. Оп. 3. Д. 61. Л. 1.

2. Учащиеся Ишлейской средней школы во время проведения утренней физическо-культурной зарядки перед зданием школы. Сентябрь 1938 г.

    БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 2. Д. 52. Л. 1.

3. Учителя Ишлейского района Чувашской АССР. 1938 г.

    БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 2. Д. 74. Л. 1.

 

Источники и литература:

  1. Алек. Хр. Выпускники плохо владеют русским языком / Хр. Алек. // Красная Чувашия. – 1938. – № 142 (5345). – С. 3. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
  2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 19. Д. 46. Л. 184.
  3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 19. Д. 223. Л. 5, 47-52, 75-78.
  4. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 19. Д. 231. Л. 12.
  5. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-975. Оп. 1. Д. 14. Л. 1, 69-70.
  6. Д-ий. А. Кому же стыдно? / А. Д-ий. // Красная Чувашия. – 1938. – № 142 (5345). – С. 4. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
  7. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. / В. И. Ленин; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС – 5-е изд. – М.: Гос. изд-во полит. лит., 1973. – Т. 24. Сентябрь 1913 – март 1914. – С. 295. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
  8. Слабая успеваемость по русскому языку / Красная Чувашия. – 1938. – № 129 (5332). – С. 4. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
  9. Судаков А. В совершенстве овладеть русским языком / А. Судаков // Красная Чувашия. – 1938. – № 136 (5339). – С. 3. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

  

Кочешкова Вероника Геннадьевна

56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений