27 апреля 2024 года

Новости

12.07.2023

Владимир Иванишин: Возьми с собой мою «Нарспи» (115 лет со дня рождения Владимира Георгиевича Иванишина (1908-1941), советского композитора, автора первой чувашской симфонии и первой чувашской оперы, заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения русского композитора, автора первой чувашской симфонии и оперы, заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики, участника Великой Отечественной войны Владимира Георгиевича Иванишина (1908-1941).

В.Г. Иванишин родом из Санкт-Петербурга. Как пишет сам Владимир Георгиевич в автобиографии: «родился…в семье военного; отец – из крестьян, офицер, последний чин – полковник; мать из мещан (домохозяйка). В 1925 г. кончаю Трудовую школу I-й и II-й ступени. С 1924 г. занимаюсь музыкой – рояль, скрипка, попутно сочиняю; в начале музыкальные занятия носят несколько беспорядочный характер. В 1925 г. начинаю брать уроки (теория композиции) у композитора С.В. Панченко». Первый педагог, композитор, дирижер, теоретик музыки, ученик композитора А.К. Лядова, тесно связанный с поэтами-символистами Семен Викторович Панченко оказал большое влияние на формирование композитора Иванишина. В 1927 г., в год окончания Музыкальной школы им. П. Чайковского по классу рояля преподавателя А.Г. Энгеля, В.Г. Иванишин создает сюиту из четырех частей «Тени на стене» по стихотворению близкого друга своего учителя, крупнейшего представителя русского символизма А.А. Блока. «А в симфонических произведениях 30-х годов, написанных на чувашские темы, – пишет в своей статье «Видный деятель чувашской музыки» исследователь творчества В.Г. Иванишина Ю.А. Илюхин, – нельзя было не заметить плодотворное воздействие партитур А. Лядова». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2989. Оп. 1. Д. 80. Л. 13).

В 1931 г. В.Г. Иванишин окончил композиторский факультет Ленинградской государственной консерватории по классу профессора, заслуженного деятеля искусств РСФСР (1934), ученика А.К. Лядова и Н.А. Римского-Корсакова М.О. Штейнберга, у которого, кстати говоря, занимался в то время и первый чувашский композитор Ф.П. Павлов.

В последующие годы В.Г. Иванишин успешно сочетал творческую деятельность с работой в разных учреждениях как педагог и организатор художественной самодеятельности: был музыкальным консультантом в техникуме Театра рабочей молодежи, музыкальным руководителем клуба завода «Электроверфь».

В это время молодой композитор писал камерно-инструментальные сочинения и музыку к драматическим спектаклям. Наиболее значительным произведением периода кроме «Теней на стене» можно считать шестичастную «Танцевальную сюиту» для фортепиано.

Новый этап в творческой биографии В.Г. Иванишина, ознаменованный знакомством с чувашской музыкой, начался с середины 1930-х гг. «Впервые приехав в Чебоксары после празднования 15-летия Чувашской автономии, – пишет Ю.А. Илюхин, – В. Иванишин был зачарован красотой чувашских народных мелодий. Он знакомится со многими образцами чувашских народных песенных жанров, стал изучать чувашский язык (сохранились рукописные словари)». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2989. Оп. 1. Д. 80. Л. 13).

Ленинградец получил от Народного комиссариата просвещения Чувашской АССР творческий заказ на первую чувашскую симфонию. В том же 1935 г. В.Г. Иванишин сочинил три части, а в марте следующего года была готова и заключительная.

В симфонии «Чувашская», насыщенной народно-песенными элементами, преобладают лирические и эпические образы. Автор использовал в ней песню, записанную от народного певца Г.Ф. Федорова. О произведении критик Илюхин отзывался следующим образом: «Это – образец жанрово-характерного симфонизма с прелестной, прозрачной оркестровкой. Живописные музыкальные эпизоды, оттеняемые колористическими оркестровыми приемами, воссоздают образы чувашского края – задумчивые и лирические, эпические и драматические. Языком музыки, насыщенной народно-песенными элементами, автор как бы повествует о «делах давно минувших дней». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2989. Оп. 1. Д. 80. Л. 13). «Четкая, стройная форма, ясная, свежая гармония, интересно задуманная оркестровка – несомненно, положительные качества этой первой чувашской симфонии», – там же цитирует музыкальный критик заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР В.М. Кривоносова, высказавшегося о сочинении В.Г. Иванишина, как о «большом вкладе в чувашскую музыкальную литературу». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2989. Оп. 1. Д. 80. Л. 13).

Чувашскую симфонию впервые услышали в северной столице. После премьеры 18 декабря 1936 г. в течение всего творческого сезона она еще несколько раз с большим успехом исполнялась в Ленинградской филармонии и Ленинградском радиоцентре. В первый раз в Чебоксарах произведение прозвучало 9 ноября 1937 г. Симфонический оркестр Чувашской государственной филармонии под управлением главного дирижера Г.И. Благодатова и исполнительница вокальной партии А.Г. Казакова представили первую чувашскую симфонию в рамках декады советского искусства, посвященной 20-летию Великого Октября.

Владимир Георгиевич Иванишин также является автором первой чувашской оперы. Композитор был вдохновлен классической поэмой Константина Иванова, одним из коренных свойств поэзии которого называют музыкальность. «В структуре поэмы «Нарспи», в лирико-психологическом драматизме ее сюжета и конфликтном противостоянии главных героев угадывалось оперное и музыкальное начало», – отмечают авторы статьи о Нарспиниане в Чувашской энциклопедии. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

Сценическая постановка первой чувашской оперы, которой не суждено было осуществиться, была запланирована к 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Над ней композитор трудился почти четыре года. Для выбора либретто были опробованы три варианта. Отказавшись от текстов Д.Д. Данилова и Я.Г. Ухсая, композитор остановился на изложении П.П. Хузангая. «Появилось крупное оперное полотно, в котором сохранен чувашский национальный колорит, народный быт, обряды и язык, что с таким неподражаемым мастерством показано в поэме К.В. Иванова», – писал Ю.А. Илюхин в «Советской Чувашии» от 4 июня 1975 г. «Музыкальный язык оперы, пронизанный интонациями чувашской народной песни, преимущественно эпического склада, – там же продолжал искусствовед. – Лучше всего удались автору описание чувашской природы, изображение быта. По-настоящему волнуют и захватывают слушателя и эпизоды с большим драматическим напряжением (кульминационные моменты второго и четвертого актов). Рельефно и выразительно сделаны музыкальные характеристики основных действующих лиц. В яркой полновесной инструментовке чувствуется рука талантливого мастера, оркестр в опере на большой высоте. Великолепными образцами хорового письма являются большой хор первого акта, хор без сопровождения из второго акта и финальный хор четвертого акта». Оперу Иванишина «Нарспи» можно назвать выдающимся произведением, двигающим на большой шаг вперед культуру чувашского народа. Сегодня можно смело сказать: чувашская опера это не мечта, а реальность. Первая народная чувашская опера существует!» (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

23 июня 1940 г. на юбилейном вечере, посвященном 20-летию Чувашской АССР, прозвучали первый акт и сцена свадьбы из второго акта оперы «Нарспи». Появление первой чувашской оперы в исполнении симфонического оркестра, объединенного хора Государственного ансамбля песни и пляски и хора музыкального училища было встречено с восхищением. «Основные партии, – по словам Ю.А. Илюхина в учебном пособии «Культура Чувашского края. Часть 1», – исполняли студенты музучилища М. Кольцов (Сетнер), П. Воинов (Тӑхтаман), О. Агакова (подруга Нарспи), артисты ансамбля З. Трофимова (Нарспи), Г. Алексеев (сват). Участвовал и А. Ургалкин (рыбак) – актер академтеатра, впоследствии народный артист СССР. Произведению В. Иванишина был оказан восторженный прием…».За выдающиеся заслуги в деле развития чувашского музыкального искусства автору оперы «Нарспи» В.Г. Иванишину было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР».

Первой чувашской оперой заинтересовались в столице. В марте 1941 г. монтаж «Нарспи» прозвучал по Всесоюзному радио в исполнении солистов Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и хора Московской филармонии.

На материале музыки «Нарспи» композитором была написана и симфоническая сюита «Сильби».

В декабре 1940 г. Совнарком республики постановил приступить к сценической постановке оперы. Были созданы постановочная коллегия и чувашская оперная студия при Саратовской консерватории. Премьера должна была состояться в ноябре 1941 г.

К сожалению, сценического воплощения первая чувашская опера так и не имела. 29 июня 1941 г. композитор был призван в Красную Армию, 17 сентября офицер В.Г. Иванишин со своим воинским подразделением ушел из Ленинграда на фронт. 7 ноября 1941 г. попал в плен и был расстрелян.

Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР, заслуженный работник культуры РСФСР Юрий Александрович Илюхин, изучая творчество Владимира Иванишина встречался с его вдовой. Ее воспоминания о прощании с мужем исследователь изложил в статье «Сильнее смерти», опубликованной в «Советской Чувашии»: «Расставаясь, композитор просил жену: «Если придется эвакуироваться из Ленинграда, возьми с собой мои нотные рукописи, мою «Нарспи»… Инна Яковлевна передала мне 258 страниц партитуры, 15 нотных тетрадей клавира, партитуру и переложение для фортепиано симфонической сюиты «Сильби», либретто и черновые материалы к опере, письма, документы, фотоснимки, личные книги композитора. Отныне эти материалы будут храниться в архиве научно-исследовательского института при Совете Министров Чувашской АССР (ныне Чувашский государственный институт гуманитарных наук – прим. авт.) ». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

Позднее к оперному претворению поэмы Константина Иванова обращались дважды. И.Я. Пустыльник трудился над «Нарспи» в 1950-е гг., его вариант также не имел воплощения на подмостках. Только опера Г.Я. Хирбю, который работал самостоятельно и над либретто, имела в 1967 г. премьеру во вновь созданном Чувашском музыкальном театре и дальнейшую сценическую жизнь.

Опера «Нарспи» В.Г. Иванишина и симфония «Чувашская» имели огромное культурно-историческое значение для становления и развития чувашской музыки, поэтому необходимо с благодарностью помнить творение русского композитора, вдохновленного красотой и самобытностью чувашской культуры.

Имя Владимира Георгиевича Иванишина высечено на мраморной доске, установленной в фойе Дома композиторов в Москве в память о музыкантах, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

 

На снимке: В.Г. Иванишин. Портрет. Дата не указана.

Чувашская энциклопедия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008. – Т. 2: Ж-Л. – С. 84. (Библиотека госархива).

 

Источники и литература:

  1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2989. Оп. 1. Д. 80. Л. 13.
  2. Илюхин Ю.А. Иванишин Владимир Георгиевич// Чувашская энциклопедия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008. – Т. 2: Ж-Л. – С. 83-84. (Библиотека госархива).
  3. Илюхин Ю.А. Композиторы Советской Чувашии. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1978. – 105-114.с. (Библиотека госархива).
  4. Илюхин Ю. Сильнее смерти / Ю. Илюхин // Советская Чувашия. – 4 июня 1975. – № 129 (14792). – С. 3. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
  5. Культура Чувашского края. Часть 1: Учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др. / Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. – С. 285-288. (Библиотека госархива).
  6. Тургай И.В., Хузангай А.П. Нарспиниана // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2009. – Т. 3: М-Се. – С. 189-191. (Библиотека госархива).
  7. Официальный сайт Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики https://culture.cap.ru/news/2008/07/12/10-00-avtoru-pervoj-chuvashskoj-operi-narspi-100// – (Дата обращения: 05.07.2023).
  8. Электронный ресурс – портал «Культурное наследие Чувашии» http://nasledie.nbchr.ru/personalii/deyateli-iskusstva/artisty-i-muzykanty/ivanishin-vladimir-georgievich// – (Дата обращения: 05.07.2023).

 

Кочешкова Вероника Геннадьевна

56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений