Новости
Патриарх чувашского театра и кино
(К 130-летию со дня рождения Максимова-Кошкинского Иоакима Степановича (1893-1975), драматурга, переводчика, актера и режиссера театра и кино, общественного деятеля, организатора чувашского профессионального театра, «Чувашкино», заслуженного артиста Чувашской сцены, народного артиста Чувашской АССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена Союза писателей СССР)
Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Иоакима Степановича Максимова-Кошкинского. Его имя хорошо известно ценителям литературы и искусства. Он заслуженно считается «отцом» национального (чувашского) профессионального театра, ведь именно с ним связаны его рождение, становление и дальнейшее развитие. Максимов-Кошкинский посвятил свою жизнь чувашскому театру и сам воспитал немало артистов, режиссеров и музыкантов. Будучи щедро одарен талантами, беззаветно любя искусство и имея страстное желание вывести из тьмы невежества чувашский народ, он сумел не только воплотить в реальность свою мечту, но и стал проводником бесценного культурного наследия – шедевров мировой культуры, одним из мудрых «учителей» для сотен и тысяч неграмотных земляков и созидателем чувашского театрального и киноискусства. Трудно описать словами значение той работы, которую он проделал для чувашского народа. Это был поистине творческий и гражданский подвиг.
Жизненный и творческий путь Иоакима Степановича нельзя назвать простым: его судьба вобрала в себя важнейшие вехи в истории страны и чувашского народа, он и сам мог бы послужить сценарием для отдельного фильма. Довелось ему узнать и сладость славы, и муки гонений, но всегда он оставался верен себе и продолжал служить искусству и народу.
Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский родился 14 сентября (02 сентября – по старому стилю) 1893 г. в с. Кошки-Новотимбаево [впоследствии он взял название села в качестве второй фамилии] Буинского уезда Симбирской губернии (ныне – Тетюшского района Республики Татарстан) в семье крестьянина-середняка. Нужно отметить, что его отец был одним из двух жителей села, которые умели читать. И он читал книги сам, и читал своим 7-м детям. Иоаким с детства отличался любознательностью. По тем временам он довольно хорошо был образован и подавал большие надежды. Поэтому не удивительно, что после окончания начальной и двухклассной школ (в 1907 г.) он решил поступать в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Но опоздал. Прием был закончен. Яковлев Иван Яковлевич, узнав, что подросток из родного села Кошки-Новотимбаево, делает для него исключение. Этот первый поворот судьбы стал началом новой жизни и новых возможностей для юного Иоакима Максимова.
В школу он поступил. Здесь нашел и единомышленников. В одном классе с ним учились будущие известные чувашские композиторы Ф.П. Павлов и С.М. Максимов. Вскоре подружился с К.В. Ивановым – будущим классиком чувашской поэзии. Вместе они много мечтали о развитии культуры, литературы и искусства чувашского народа, а позднее стали воплощать мечты в жизнь.
Именно в годы учебы Иоаким Степанович знакомится с театром: хотя и не часто, но учащихся за счет школы водили на спектакли городского драматического театра, и буквально с первой постановки «заражается» им на всю жизнь. Это увлечение со временем переросло в страсть, и он непременно захотел попасть на сцену.
Поэтому, узнав от ученика Казанской художественной школы, что можно стать статистом в Казанском городском театре, в то время считавшимся одним из лучших провинциальных театров, в 1911 г. Иоаким Максимов, без пяти минут учитель, переезжает в Казань и поступает в художественную школу, но не с целью стать учителем рисования и черчения, а чтобы «ступить на сцену». И уже в 1912 г. студент И.С. Максимов начинает сценическую деятельность и до 1917 г. совмещает учебу с работой в драматическом и оперном театрах Казани: трудится художником, декоратором, актером, помощником режиссера. Он был счастлив исполнять безымянные роли мужиков, гусаров и разбойников, пробовать себя в более крупных ролях со словами и оттачивать мастерство. В эти годы Максимов-Кошкинский хорошо изучил многогранную жизнь театра, работу его цехов и приобрел бесценный опыт.
Его эстетическое чутье, любовь к искусству воспитывались и в Казанской художественной школе, и на спектаклях МХАТа, Малого театра, на спектаклях с участием выдающихся мастеров сцены. Довелось юному И. Максимову играть в спектакле и с известным трагиком Н.П. Россовым, с большой заинтересованностью отнесшимся к творческой судьбе чувашского юноши и «благословившим» его основать Театр народа, у которого на тот момент не было ни профессиональных актеров, ни режиссеров, ни драматургии.
Затем настал бурный 1917 г., ставший переломным не только в жизни страны и в судьбе И.С. Максимова-Кошкинского, но и сделавший возможным организовать чувашский Театр. В 1918 г. Иоаким Степанович вместе с группой энтузиастов из учащейся молодежи (впоследствии многие из них посвятили жизнь сцене) сформировал в Казани труппу и организовал Чувашский советский передвижной театр. Поскольку чувашских пьес в то время не было, решили ставить в переводе пьесу А.Н. Островского «Не так живи, как хочется» («Ху пурăнас тенĕ пек ан пурăн»). И не просто перевели, но «очувашили»: действие перенесли в чувашскую деревню, играли в чувашских костюмах, пели чувашские песни. Спектакль имел успех. Среди артистов особо отличились сам И. Максимов (Петр), П. Осипов (Еремка), О. Шестипалова (Груша) и Е. Терентьева (Даша). После премьеры зрителей ждал сюрприз – хор впервые исполнил песню на слова Т.Д. Алексеева, впоследствии названную «Чувашским гимном».
В течение первых 3-х месяцев труппа ставит еще 6 спектаклей, в т.ч. первый по пьесе чувашского драматурга М.Ф. Акимова «Вăхăтсăр вилĕм» («Преждевременная смерть»).
Летом 1918 г., перед приходом «белых» в Казань труппа расходится. Сам Максимов-Кошкинский вступает в ряды Красной армии, где служит агитатором, политкомиссаром и заведующим чувашской секцией политотдела V армии (Реввоенсовета Восточного фронта), издает газету «Голос пролетария» и другую военную литературу.
Вот что 25-летний Максимов-Кошкинский написал в своем заявлении: «Прошу назначить меня агитатором … для агитации при формировании среди чуваш Красной социалистической армии и для культурно-просветительской цели …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3134. Оп. 1. Д. 88. Л. 15.). И его «назначили» первым заведующим только организованного чувашского подотдела политотдела Реввоенсовета Восточного фронта, на плечи которого легла исключительно многогранная политическая, организационная и культурно-просветительская работа не только среди красноармейцев-чуваш, но и среди всего чувашского населения. На этой должности он особенно ясно понял, как необходим в этот момент для народа театр. Забота о его дальнейшей судьбе и привела к встрече с Н.К. Крупской, в которой он нашел горячее участие и поддержку. Довольно скоро после этой встречи Театр начал получать государственную дотацию.
После освобождения Казани Иоаким Степанович возвращается в Театр и начинает собирать труппу. В первые же годы работы он поставил на его сцене десятки спектаклей, не меньше сыграл и ролей (Хлестакова, Расплюева, Кочкарева, Вурма), проявив талант одаренного природой разнопланового актера и подавая великолепный пример своим товарищам по сцене, также не имевшим специального образования. Но в первые годы своей деятельности театр требовал не только актеров и режиссеров, а также пьес на чувашском языке. Отсутствие чувашских драматических произведений заставило самого Максимова-Кошкинского взяться за драматургию: вначале в качестве переводчика, а затем в качестве автора. Со временем он становится одним из ведущих чувашских драматургов. Его любимый жанр – историческая драма.
В 1920 г. вместе с театром И.С. Максимов-Кошкинский переехал в Чебоксары. Здесь режиссер проявил свои незаурядные организаторские способности при переоборудовании под театр помещения бывшего мочального склада купца Хлебникова на берегу Волги. Уже в феврале 1921 г. первый театральный сезон был открыт постановкой пьесы «Чăвашсем» («Чуваши»), написанной по мотивам «Испанцев» М.Ю. Лермонтова.
В 1920-е гг. Театр становится глашатаем эпохи. Он превращается из любительского в высоко профессиональный, получает широкую популярность и за пределами республики. Совершенствуется мастерство актеров, повышается общая театральная культура. Но главным завоеванием той поры стало растущее признание народа. Освещая в спектаклях актуальные проблемы жизни и строительства нового общества, служа своим искусством идеалам времени, Театр помогал народу бороться и побеждать, стал неотъемлемой частью духовного мира. На его сцене один за другим появлялись новые пьесы чувашских авторов и лучшие произведения современной драматургии. Среди них было немало пьес и самого Иоакима Максимова-Кошкинского, с 1924 г. работавшего в области оригинальной драматургии (Например, «Волна» (1924), «Шарлатаны» (1924), «Красный дьявол» (1925), «Волжские бунтари» и др.).
В 1925 г. Иоаким Степанович загорается идеей создания чувашского кинофильма. В преддверии 20-й годовщины первой русской революции 1905-1907 гг. откликнувшись на призыв партии создавать произведения по данной тематике, он написал киносценарий о восстании крестьян в селе Исмелево в 1906 г. и после его доработки и утверждения полностью переключился на производство кинокартины, а позднее возглавил студию «Чувашкино», одновременно являясь и сценаристом, и артистом, и режиссером.
«Волжские бунтари» были закончены в июне 1926 г. Режиссером был П.П. Петров-Бытов. Все основные роли исполняли русские артисты, в эпизодических ролях были заняты и чувашские артисты – И. Максимов-Кошкинский, К. Егоров, И. Рублев и Тани-Юн, сразу блеснувшая в маленькой роли матери. Фильм вышел под маркой совместного производства «Севзапкино» и «Чувашкино» (хотя его официальное оформление было завершено только в 1927 г.). Демонстрация фильма состоялась в Чебоксарах в здании Чувашского театра.
За семь лет (1926-1932) существования «Чувашкино» всего было отснято 7 художественных фильмов: «Атăл пăлхавçисем» («Волжские бунтари», 1926), «Сарпике» («Сарпиге», 1927), обошедший не только экраны СССР, но и зарубежных стран, «Хура юпа» («Черный столб», 1928), «Ял» («Вихрь на Волге», 1928), «Апайка» (1929), «Киремет кати» («Священная роща», 1930), «Асту!» («Помни», 1932), выпущенный студией «Востоккино», в которую «Чувашкино» входило с 1930 г.; а также 3 документальных фильма и много хроники.
Сегодня мы можем гордиться тем, что Чувашия в те годы стала единственной автономной республикой, имевшей свое кинопроизводство, чьи фильмы демонстрировались не только в СССР, но и за рубежом. К сожалению, чувашские кинокартины, кроме «Священной рощи» и одной части «Вихрь на Волге», не сохранились, но они остались одной из ярких страниц в истории национальной культуры.
В 1932 г. студия закрывается, и И.С. Максимов-Кошкинский вновь возвращается в Театр (ныне – Чувашский государственный академический драматический театр имени К.В. Иванова): сначала работает художественным руководителем, затем главным режиссером и сам исполняет роли. После его возвращения в театре были поставлены наиболее выдающиеся пьесы того времени – «Аристократы» Н.Ф. Погодина, «Чудесный сплав» В.М. Киршона и др. Увидели свет и пьесы чувашских драматургов – П.Н. Осипова, Н.С. Айзмана, М.Д. Трубиной. Театр становится академическим, а самому Максимову-Кошкинскому первому присваивается звание народного артиста Чувашской АССР в 1933 г. В 1934 г. он становится членом Союза писателей СССР.
Плодотворная сценическая деятельность Иоакима Степановича была тесно связана с большой работой по переводу лучших образцов русской, советской и зарубежной драматургии на чувашский язык. Им были переведены пьесы русских и иностранных классиков, а также написаны оригинальные и компилятивные. Наиболее известные из переведенных: «Женитьба» и «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Гамлет» У. Шекспира, «Мария Тюдор» В. Гюго, «Шут на троне» Р. Лотара, «Королевский брадобрей» А.В. Луначарского, «Мещанин во дворянстве» Ж. Мольера.
В 1930-е гг. Максимов-Кошкинский придерживается в своем творчестве социально-классового уклона. В таком ракурсе им были написаны пьесы «Çĕр çĕкленет» («Земля вздымается», 1932), «Сатурпа Илем» («Садур и Илем», 1933), «Атăл кĕввисем» («Волжские мотивы», 1933) и др.
А потом настал 1937 г. Арест. Его объявили «врагом народа» и лишили звания народного артиста Чувашской АССР, а фильмы, снятые им, подлежали уничтожению. Уже в 1940 г. он оправдан, но путь в театр отныне был закрыт. И первый профессионал чувашского кино и театра уезжает в Москву, снимается на студии «Союздетфильм» и занимается писательской работой.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. драматург возвращается в Чебоксары, играет в Чувашском академическом драмтеатре и работает редактором художественного вещания Комитета радиоинформации при Совете Министров Чувашской АССР. После окончания войны уезжает в Москву и с 1946 г. всецело отдается литературной деятельности.
За свою творческую жизнь И.С. Максимов-Кошкинский создал десятки пьес, сценариев, либретто, опер, многие из которых вошли в основной фонд чувашской драматургии. Он перевел около 40 пьес русских и зарубежных классиков, ставил первые произведения чувашских драматургов. Широко популярными были пьесы: «Конец поколений» (1942), «Голубая двойка», «Ребятки» (1950), «Когда расцветает черемуха» (1950) и др., рассказывающие о мужестве и созидательном труде советского народа. Драматург плодотворно работал и как прозаик. Его перу принадлежат рассказы: «Милая сноха» (1949), «С приветом» (1949), «Дед Макар» (1950), «Ребята из Астакасов» (1952), «Варвара Васильевна» (1953), «Красавица Праски» (1954). Кроме того, он является автором либретто оперы чувашского композитора А.Г. Орлова-Шузьм «Звездный путь», созданной по известной драме Ф.П. Павлова «В деревне», и либретто оперы «Нарспи» русского композитора И.Я. Пустыльника («Беглянка» (по поэме «Нарспи» К.В. Иванова, 1952).
Известен драматург и как автор многочисленных воспоминаний о рождении чувашского театра. Его литературно-критические статьи и рецензии, посвященные творчеству отдельных писателей и мастеров сцены, представляют большую ценность в изучении истории развития литературы и искусства родного народа.
Окончательно патриарх чувашского театра и кино был реабилитирован только после XX съезда КПСС (1956), но возвращаться в театр не стал.
За многочисленные успехи в области театрального искусства И.С. Максимов-Кошкинский был награжден почетными званиями: «Заслуженный артист Чувашской сцены» (1922), «Народный артист Чувашской АССР» (1933 г., в 1937 г. лишен этого звания, в 1955 г. звание восстановлено), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1968). За большие заслуги в развитии культуры Чувашии его имя было занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (26 октября 1967 г.). Был отмечен и орденами Ленина (1967), Трудового Красного Знамени и медалями.
Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский умер в Москве 30 августа 1975 г. Его прах перевезен в Чебоксары. До конца своих дней он все силы, энергию и богатый опыт отдавал благородному делу воспитания народа. Своим многогранным творчеством он внес значительный вклад в развитие чувашской культуры. Начало культурного возрождения чувашского народа было положено именно им – отцом-основателем чувашского национального театра и кино.
Светлая память об этом выдающемся творце и талантливом деятеле навсегда останется в сердцах почитателей его таланта и земляков. В Чебоксарах на доме № 14 по проспекту Ленина, где жил основатель чувашского театра, установлена мемориальная плита с его барельефом. В 2019 г. в микрорайоне «Солнечный» появился бульвар имени Максимова-Кошкинского.
С 1975 г. И.С. Максимова-Кошкинского нет рядом с нами. За короткими строками биографии – длинная жизнь, славная и трудная судьба актера, режиссера и драматурга, полная столькими переживаниями. Но все же не это главное. Все главное в своей жизни Иоаким Степанович связывал с развитием национальной культуры. Его творческий и жизненный путь – это пример беззаветного служения чувашскому народу. И его творческое наследие, оставленное потомкам, продолжает служить землякам.
На снимках:
1. И.С. Максимов-Кошкинский (во 2-м ряду в центре) с участниками первого спектакля по пьесе И.С. Максимова-Кошкинского «Телейлĕ çуркунне» («Счастливая весна») во II Чувашском колхозном театре. 1946 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2765. Оп. 1. Д. 238. Л. 12.
2. И.С. Максимов-Кошкинский во время вручения ордена В.И. Ленина первым секретарем Чувашского обкома КПСС С.М. Ислюковым в Республиканской больнице. 02 декабря 1967 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3008. Оп. 2. Д. 58. Л. 5.
3. И.С. Максимов-Кошкинский. 1970-е гг.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2765. Оп. 1. Д. 241. Л. 1.
4. И.С. Максимов-Кошкинский. Дата не указана.
Максимов-Кошкинский Иоаким Степанович // Ими гордится Чувашия. Их имена занесены в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1987. – С. 70-71. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
5. И.С. Максимов-Кошкинский. Дата не указана.
Родионов В.Г. Максимов-Кошкинский Иоаким Степанович / В. Г. Родионов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2009. – Т. 3: М-Се. – С. 17. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
Источники и литература:
1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 16. Д. 182. Л. 6.
2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 28. Д. 463. Л. 27, 58.
3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 54. Д. 239. Л. 26-30.
4. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2718/434. Оп. 2. Д. 104. Л. 53-54.
5. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2753. Оп. 1. Д. 219. Л. 2-3, 18.
6. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2765. Оп. 1. Д. 287. Л. 106об.-111.
7. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2918. Оп. 1. Д. 112. Л. 3.
8. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3134. Оп. 1. Д. 88. Л. 15-16.
9. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3134. Оп. 1. Д. 89. Л. 382.
10. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3237. Оп. 2. Д. 54. Л. 167-173.
11. Максимов-Кошкинский Иоаким Степанович // Красная Чувашия. – 1933. – № 23 (2103). – 28 января – С. 4. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
12. Максимов-Кошкинский Иоаким Степанович // Ими гордится Чувашия. Их имена занесены в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1987. – С. 70-71. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
13. Можаров Г.Г., Никитин А.С. Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1987. – С. 93-95. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
14. Родионов В.Г. Максимов-Кошкинский Иоаким Степанович / В. Г. Родионов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2009. – Т. 3: М-Се. – С. 17. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
15. Романов П.В. Максимов-Кошкинский Иоаким Степанович // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 259. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
16. Чувашские писатели. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1964. – С. 149-151. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
17. Чувашские писатели. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1964. – С. 185-188. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
Капитонова Ирина Юрьевна
56-10-78