27 апреля 2024 года

Новости

14.10.2023

Подлинное мастерство Николая Васильевича Овчинникова

(105 лет со дня рождения Николая Васильевича Овчинникова (1918-2004), уроженца д. Мижули Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики), живописца, графика, академика, члена Союза художников СССР, педагога, народного художника Чувашской АССР, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии Чувашской АССР им. К. Иванова, кандидата искусствоведения, профессора, участника советско-финляндской войны 1939-1940 гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

 

В 2023 г., в Год педагога и наставника, объявленного в Российской Федерации Указом Президента России В.В. Путина от 22 июня 2022 г., мы продолжаем чествовать тех людей, кто многие годы посвятил своей любимой профессии. Сегодня, в день юбилейной даты, мы вспоминаем Николая Васильевича Овчинникова – художника-педагога, наставника молодежи, на произведениях которого жители республики формировали эстетический вкус, развивая местные традиции художественно-изобразительной культуры. Наследие художественного образования, заложенное Овчинниковым в систему подготовки учителей школ, сохраняется и приумножается из года в год.

Родился будущий художник 14 октября 1918 г. в д. Мижули Мариинско-Посадского района Чувашской АССР (ныне – Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики) в семье крестьянина-бедняка. Отец Николая Васильевича – Василий Федотович Овчинников прошел гражданскую войну, был командиром Красной армии, по тому времени грамотным человеком, работал сельским врачом, а мать – Ирина Ивановна была крестьянкой.

В 1933 г., выпускник семи классов Перво-Чурашевской неполной средней школы, Николай Васильевич поступил в Алатырскую художественно-граверную школу, которую окончил в 1937 г. и оказался в числе семнадцати первых ее учеников. Желание получить высшее художественное образование привело его в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. С 1937 г. в течение двух лет занимался в подготовительных классах при институте, после прохождения которых, перешел на Iкурс факультета живописи. Но учиться не пришлось: осенью 1939 г. призвали в ряды Красной армии.

С 1939 по 1940 гг. Николай Васильевич – участник войны с Финляндией на Карельском перешейке, а с первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и до самого ее конца сражался в рядах Красной армии. В автобиографии от 9 января 1975 г. о военной жизни он пишет: «… Отечественная война застала меня под Ленинградом в составе 48 автотранспортной бригады; участвовал в военных действиях в районе Прибалтики – Эстонии, на подступах к Ленинграду, а зимой, под городом Тихвином, был контужен …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р.-2741/1527. Оп. 1а. Д. 28. Л. 2.).

Военные годы для Н.В. Овчинникова стали серьезным испытанием и большой школой мужества, но именно этот тяжелый эпизод привел художника в мир большого искусства и на крупные художественные выставки страны. Созданные им фронтовые рисунки, портреты, как однополчан, так и людей мирных профессий, в период коротких передышек между походами и боями впоследствии вошли в художественную летопись Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Подтверждают это воспоминания Н.В. Овчинникова: «За годы войны я не расставался с карандашом, при первой возможности делал зарисовки со своих однополчан и, как обычно, большинство из них дарил на память. Уже прошло более 50 лет с момента выполнения этих натурных зарисовок, акварельных и масляных этюдов с участниками Великой Отечественной войны. Это – мои фронтовые товарищи: шоферы и танкисты, солдаты и командиры, которые сражались на разных участках фронта. Я бережно беру в руки пожелтевшие листы с рисунками и акварелью, старые холсты, написанные масляными красками. Всматриваюсь в знакомые лица, характеры, выполненные, может быть, не совсем профессионально с точки зрения художественного мастерства, но искренне и правдиво. На мой взгляд, это наиболее яркие документы истории войны». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

После окончания войны художник вернулся в стены родного института. В 1951 г. завершил учебу с красным дипломом по мастерской профессора Р.Р. Френца. Затем Н.В. Овчинников три года занимался в аспирантуре творческой мастерской народного художника СССР А.М. Герасимова.

В 1953 г. был принят в Союз художников СССР, в это же время вел преподавательскую деятельность в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В конце 1954 г. он защитил кандидатскую диссертацию и первым среди представителей чувашской творческой интеллигенции получил ученую степень кандидата искусствоведения.

Начался самый значительный, самый плодотворный период его творчества, продолжающийся и после того, как в 1959 г. по приглашению Правительства Чувашии художник со своей семьей переехал в Чебоксары на постоянное место жительства. Творческую работу Н.В. Овчинников успешно сочетал с педагогической и общественной деятельностью. Многие годы он возглавлял Союз художников Чувашии, был членом правления Союза художников СССР и секретарем правления Союза художников РСФСР, избирался депутатом Верховного Совета Чувашской АССР, членом Чувашского обкома КПСС. В 1963 г. Овчинников возглавил кафедру изобразительного искусства художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического института. В этот период жизни высшая аттестационная комиссия присвоила ему ученое звание доцента, а в 1973 г. – профессора. Работая преподавателем живописи и рисунка, гениальный художник получил возможность общаться с талантливой молодежью и смог раскрыться как незаурядный педагог. Уникальный взгляд на изобразительное искусство, чуткий и неординарный подход к живописному-графическому творчеству выделяли Николая Васильевича Овчинникова из группы других педагогов-современников. Но лучшим свидетельством педагогической деятельности художника в истории искусства Чувашии служит плеяда его выдающихся воспитанников – Н.С. Ведерников, Н.А. Енилин, Н.Г. Кумбиров, К.В. Владимиров и мн. др.

Многолетний и плодотворный труд Н.В. Овчинникова в области художественного искусства был неоднократно отмечен присуждением почетных званий и наград. Ему присвоены почетные звания народного художника Чувашской АССР (1968) и народного художника РСФСР (1984).

Отдельную страницу в его биографии занимает посещение разных стран. Сотни этюдов и зарисовок были привезены из Италии, Алжира, Индии, Франции, Испании, Шри-Ланки, Турции, Болгарии, Мальты, Венгрии и мн. др. стран.

Более чем полвека посвятил Н.В. Овчинников изобразительному искусству: живопись и рисунок были для него делом нужным и важным. Художник выступал не только творцом, но и борцом за народность и реализм в искусстве. Благодаря его творчеству произошел настоящий расцвет чувашского изобразительного искусства.

В живописи Овчинникова довольно четко прослеживается наличие трех достаточно самостоятельных областей: пейзажа, портрета и сюжетно-тематической картины, но все же самыми значительными в его творчестве являются тематические композиции. В статье А.А. Макарова запечатлены описания одного из лучших произведений Н.В. Овчинникова, посвященного жизни и деятельности В.И. Ленина: «… В 1960 году на выставке «Советская Россия» экспонировалась его картина «Первая борозда», рассказывающая об испытании первого советского электроплуга под Москвой в октябре 1921 года. При испытании присутствовал В.И. Ленин. Это – лучшее произведение художника, посвященное Владимиру Ильичу. В центре группы людей, собравшихся на испытание первого электроплуга – В.И. Ленин, взволнованный и мечтающий о великом будущем России. Осень. Вдали видна разнополосица крестьянских озимых посевов. В картине как-то подчеркнуто то особо приподнятое настроение людей, которые изголодались по мирному созидательному труду. Плуг только что прошел по истосковавшейся по лемеху земле, оставляя за собой глубокую борозду, которая как бы символизирует отмежевание от старого мира, начало могучих шагов Советской России, ее становления и упрочнения. Картина пользовалась успехом на выставке …». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

В 1961 г. весь мир охватила новость о первом полете в космос человека, советского гражданина Гагарина Юрия Алексеевича. Спустя два года жители Чувашии с волнением и радостью узнали о подвиге своего соотечественника, уроженца д. Шоршелы, космонавта Андрияна Григорьевича Николаева. С большой творческой активностью откликнулся на эти события Н.В. Овчинников, посвятив им полотна: «А.Г. Николаев среди Чебоксарских текстильщиц» (1963), «Здравствуй, Земля!» (1964), «В семье советских космонавтов» (1965), «На Родине. Свадьба космонавтов в Шоршелах» (1967), портреты космонавтов. Все эти картины художник создал в период 1963-1967 гг., в моменты недавно пережитых событий, радостных и торжественных встреч. Н.В. Овчинников с особым трепетом относился к созданию картины «Здравствуй, Земля!», посвященной подвигу третьего советского космонавта А.Г. Николаева. Работать над ней он начал еще в 1962 г. с непосредственного контакта и встреч с космонавтами в Звездном городке. Со своими многочисленными зарисовками и эскизами художник ознакомил космонавтов, в числе которых был и Ю.А. Гагарин. Н.В. Овчинников оставил воспоминания после одной из таких встреч с легендарным космонавтом: «Вот этот красочный эскиз мне нравится. Здесь Андрей мужественный и красивый. (Космонавты звали Андрияна Григорьевича Андреем). Он только-только приземлился, не успел еще и снять свой костюм … Держит в руках ромашки, сорванные на лугу, и как бы говорит: «Здравствуй, Земля! Вот я, твой сын, явился опять на родину». На мой взгляд, художник решает тему убедительно и красочно … Как вы думаете, друзья? Доверим художнику выполнение картины согласно данному эскизу?». Так художник получил персональный заказ на выполнение картины «Здравствуй, Земля!» от первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

Трудовая и сельская жизнь занимала видное место в творчестве художника. В его многочисленных картинах воспевается тяжелый труд колхозников, а также демонстрируется ярко выраженный национальный характер героев полотен. Но более всего художник любил обращался к теме детства, материнства, счастливой жизни молодежи. Для широкого освещения этих тем среды населения республики, Н.В. Овчинников организовал творческую бригаду чувашский художников, с которыми он посещал колхозы Чувашии. Так, из одной пленэрной поездки художник привез картину «Страда. Мать». Художник был свидетелем, как в обеденный перерыв молодым матерям приносили младенцев. Овчинников вспоминал: «Я задумал жанровую сцену и не оставлял бесконечные поиска … Материнство – вечная тема в искусстве, ибо мать – символ вечного продолжения жизни на земле. Мне хотелось отобразить ее весомо, я бы сказал монументально, отбросив все лишнее, бытовое. В заключительном решении бурты золотой пшеницы заполнили холст, на рассыпанных зернах на току восседает мать, ласково наклонив голову и придерживая младенца, кормит его грудью. Она торжественно и празднично одета – вся в белом, ибо труд и дети для матери – великий праздник». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

18 февраля 2004 г. Николай Васильевич Овчинников ушел из жизни. Он прожил долгую жизнь – жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все еще при его жизни. Овчинникова можно отнести к числу тех художников, чье творчество благотворно повлияло на развитие чувашской советской живописи и возвысило его на высочайший уровень. Наследие художника – более одной тысячи работ, которые находятся в 39 музеях, а также в музейных и частных собраниях за рубежом.

         

На снимках:
1. Н.В. Овчинников. Дата не установлена.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1. Д. 504. Л. 69.
2. Презентация персональной выставки народного художника Российской Федерации и Чувашской Республики, профессора, кандидата искусствоведения Н.В. Овчинникова. Слева направо: (сидят) А.Г. Григорьев, В.И. Давыдов, Н.В. Овчинников, Ф.М. Лукин, Н.С. Дедушкин; (стоят) П.В. Афанасьев, В.И. Антипов (Энтип В.), Ю.С. Семендер. Дата не установлена.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2913. Оп. 2. Д. 8. Л. 1.
3. Н.В. Овчинников. Дата не установлена.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3086. Оп. 3. Д. 131. Л. 1.
4. Фотокопия картины Н.В. Овчинникова «Первенец». 1953 г.
Чувашская станковая живопись XX века / Викторов Ю.В. / Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2018. – С. 61. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
5. Фотокопия картины Н.В. Овчинникова «Лесорубы». 1957 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1. Д. 226. Л. 83.
6. Фотокопия картины Н.В. Овчинникова «Здравствуй, Земля!». 1964 г.
Чувашская станковая живопись XX века / Викторов Ю.В. / Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2018. – С. 116. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
7. Фотокопия картины Н.В. Овчинникова «Первая борозда. (В.И. Ленин на испытании первого советского электроплуга в октябре 1921 г.)». 1972 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1. Д. 226. Л. 68.
8. Фотокопия картины Н.В. Овчинникова «Страда. Мать». 1973-1974 гг.
Чувашская станковая живопись XX века / Викторов Ю.В. / Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2018. – С. 117. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
9. Н.В. Овчинников среди делегатов IV съезда художников СССР. Слева направо: Н.В. Овчинников, Е.И. Ефремова, О.И. Талля, В.И. Агеев. Москва. Май 1973 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2896. Оп. 1. Д. 43. Л. 2.
10. Н.В. Овчинников среди делегатов XXXVIII областной партийной конференции. Слева направо: С.М. Ислюков, А.Г. Николаев, Н.В. Овчинников. Декабрь 1980 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 928. Л. 1.

Источники и литература:
1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 34. Д. 180. Л. 6-7об.
2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1а. Д. 27. Л. 3-5.
3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1а. Д. 28. Л. 1-11.
4. Григорьев А. Окрыленность // «Советская Чувашия». – № 236 (19019). – 1988. – 14 октября. – С. 3. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
5. Макаров А. Слово о художнике // «Советская Чувашия». – № 304 (10968). – 1963. – 29 декабря. – С. 4. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
6. Чувашская станковая живопись XX века / Викторов Ю.В. / Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2018. – С. 115-120. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

Иванова Галина Борисовна
56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений