27 апреля 2024 года

Новости

22.11.2023

«Дороги, ведущие к успеху» (90 лет назад (1933) 22 ноября бюро Чувашского обкома ВКП(б) приняло решение о проведении республиканского съезда по дорожному строительству в г. Чебоксары)

Дороги являются одним из наиболее важных элементов инфраструктуры государства. От степени развития дорожной сети напрямую зависит экономическое процветание и обороноспособность страны.

На всем протяжении истории России тема дорог не теряла своей актуальности. Во многом это объясняется особенностью природно-географических условий, в которых формировалась Российская цивилизация. В виду сурового климата, наличия большого количества различного рода препятствий – лесов, заболоченных местностей, строительство дорог всегда было сопряжено со значительными трудностями. Вплотную же и по-новому решением проблемы дорог в стране начали заниматься в начале XX в.

В начале XX в. в Чувашии внутренняя связь между населенными пунктами осуществлялась по земским трактам и проселочным дорогам. Дорог с твердым покрытием не было вовсе. Даже Чебоксары – столица молодой автономии — в весенне-осеннюю распутицу были отрезаны от уездных и волостных центров и железнодорожных станций.

Социально-экономические преобразования в республике в первые десятилетия XX в. – быстрый рост промышленности и колхозного движения, требовали развития как транспортного, так и дорожного хозяйства. И дорожное строительство становится одним из приоритетных направлений развития в регионе.

Из материалов о достижениях Чувашской АССР за 15 лет, подготовленных в 1935 г.: «… Чувашия одной из первых начала борьбу с вековым бездорожьем … До 1929 г. дорожное строительство входило в инспекцию коммунального хозяйства НКВД. Мероприятия по дорожному строительству того времени выражались в незначительном ремонте дорог, ремонте и строительстве мостов … Общая длина трактов того времени равнялась 12644 км, из них: трактов государственного значения 205 км, республиканского 395 км, районного 672 км, сельского 11372 км. Мощеных дорог из этого количества было не более 80 км и благоустроенных 105 км. Положительную роль на развитие дорожного строительства оказала организация в 1929 г. самостоятельного дорожного управления при СНК Чувашской АССР. … В 1930 г. в Чувашии Автодором в опытном порядке впервые была проведена массовая кампания по дорожному строительству. Автодоровская инициатива и активность была подхвачена всем трудовым населением … С 1930 г. борьба с бездорожьем стала одной из главных задач хозяйственного строительства …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 16. Д. 33. Л. 89.).

В начале 1930-х гг. Чувашская АССР одной из первых вступила в борьбу с вековым «российским» бездорожьем и за короткий срок покрылась сетью благоустроенных дорог. Все население республики принимало самое активное участие в «неделях дороги», месячниках и двухмесячниках дорожного строительства. Итоги были впечатляющие.

Из материалов о достижениях Чувашской АССР за 15 лет, подготовленных в 1935 г.: «… За период с 1930 г. по 1934 г. дорожное хозяйство Чувашии поднялось неузнаваемо. Если в 1930 г. все затраты составляли 1123,1 тыс. руб., в т.ч. трудовое участие 505,1 тыс. руб., то уже в 1934 г. они составляли 9698,9 тыс. руб., причем трудоучастие составляет 6155,4 тыс. руб. … Только за последние 4 года построено: мощеных торцовых дорог – 108,4 км, профилированных – 2541 км, улучшенных добавками – 2006 км, ремонт дорог – 62234 км, мостов – 19245 пог. м, ремонт мостов – 15561 пог. м. Произведено озеленение на протяжении 879 км … На дорожном строительстве Чувашии выдвинулась не одна тысяча ударников. Если в 1931 г. ударников было до 370 чел., то к концу 1934 г. их насчитывается свыше 3000 чел. Такие имена стариков-ударников, как дед Тябуков, Серебряный, Орлов широко известны … Трудящиеся Чувашии организовали и образцовое текущее содержание дорог. Каждый участок дорог закреплен за сельсоветом, за колхозом, который и отвечает за его состояние. Дорожниками Чувашии освоено зимнее содержание дорог. В целях постоянной защиты полотна дороги от снегозаносов и придания дороге культурного вида в 1933 г. впервые было проведено опытное озеленение тракта Чебоксары-Канаш …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 16. Д. 33. Л. 90-93.).

Экономический эффект от благоустройства дорог был огромным. Охват дорожной сетью глубинных пунктов автономной республики сделал возможным перевозку грузов к станциям железных дорог и к пристаням в течение всего года, а не только в «проезжее» время года. Это способствовало как своевременному выполнению обязательств перед государством по хлебозаготовкам и др. видам государственных заданий, так и обеспечивало прямую, кратчайшую связь центра республики со всеми районами. Окончание строительства только основных дорог союзного и областного значения дало возможность связать между собой более 250 сельсоветов, 6 МТС, 6 заводов, 15 районных центров.

Нужно отдать честь нашим землякам – строителям дорог, ведь работали они не только на территории республики, но и передавали свой опыт на практике соседям. Так, в 1932 г. бригада дорожных ударников из Чувашии в порядке «братской помощи» участвовала в «ликвидации прорыва в дорожном строительстве» в АССР Немцев Поволжья.

В 1933 г. дороги республики получили высокую оценку участников Всесоюзного автопробега Москва – Каракумы – Москва, проведенного летом-осенью 1933 г. Чувашия выдержала всесоюзное испытание. Ее достижения в области дорожного строительства были признаны выдающимися и широко освещались на страницах центральных газет и журналов. Перенять опыт Чувашии, научиться строить дороги быстро и высокого качества приезжали делегации почти со всех республик, краев и областей СССР.

Отмечая выдающиеся успехи Чувашии в дорожном строительстве, как сообщает газета «Красная Чувашия» № 249 (2450) от 10 ноября 1933 г., «… Для премирования лучших по дорожному строительству районов, а также колхозов Чувашии, Союзный Совнарком выделил 25 легковых автомобилей, 20 грузовиков, 50 велосипедов и 2 трактора …». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

Несомненные успехи в дорожном строительстве стали одним из веских оснований для проведения IВсечувашского съезда ударников дорожного строительства. Проведение такого масштабного мероприятия, да еще по инициативе самой республики (это был первый и практически единственный случай) еще раз подчеркнуло ведущую роль Чувашии в дорожном строительстве в масштабе всей страны.

На заседании бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 22 ноября 1933 г. было принято решение: «… Республиканский съезд по дорожному строительству созвать на 5/XII с.г. … Количество участников съезда определить в 400 чел. На съезд вызвать 50 чел. ударников дорожного строительства Чувашии, представителей Белорусской ССР, Таджикской ССР, Татарской АССР, Московской, Ленинградской, Западной, Винницкой и Одесской областей, вызванных Чувашией на соцсоревнование по дорожному строительству, представителей Грузинской, Дагестанской, Немецкой АССР и представителей краевых и центральных органов …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 14. Д. 21. Л. 129.).

Постановлением Совета народных комиссаров Чувашской АССР от 23 ноября 1933 г. была утверждена повестка съезда: «… 1) решение Совнаркома Союза ССР по докладу о дорожном строительстве в Чувашии и очередные задачи парторганизации и советов Чувашской АССР, 2) план дорожного строительства на 1934 г. …». Информация о созыве республиканского съезда по дорожному строительству была опубликована в газете «Красная Чувашия» № 263 (2464) от 27 ноября 1933 г. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».) и в республике развернулась широкая подготовительная работа.

Для организации и проведения республиканского съезда по дорожному строительству в соответствии с решением бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 25 ноября 1933 г. были созданы специальные комиссии: «… выделить партруководящую комиссию в составе тт. Петрова С.П., Яндреева Я.А., Никитина А.Н., Токсина В.И. и Козина И.Ф., под председательством тов. Петрова С.П. … Оргкомиссию … выделить в составе тт. Юрьева, Харитонова А.Х. и Назарова А.К., Никитина В.Д. и Сычева, под председательством т. Юрьева П.Ф. … По хозяйственному обслуживанию съезда выделить комиссию в составе тт. Кузьмина А.П., Михайлова А.М. и Зефирова Ф.М. … В комиссию по культурно-художественному обслуживанию съезда выделить тт. Иварбеева, Семенова (ОК), Петрова (Горком), Алексеева (Автодор), Иванова (ЧСПС) и Мясникова (Союз художников) … Организацию выставки к съезду возложить на оргкомиссию, украшение города и помещения съезда на культурную комиссию …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 14. Д. 21. Л. 152-152об.).

С особым энтузиазмом жители Чувашии откликнулись на новость о предстоящем съезде и вызывали на «борьбу за культурную дорогу» как земляков, так и соседей. Например, газета «Красная Чувашия» № 269 (2470) от 04 декабря 1933 г. сообщает: «… Курсанты и педсостав Татар-Касинской районной колхозной школы в честь I республиканского съезда ударников дорожного строительства берут на себя следующие обязательства: 1) При школе организовать ячейку автодора. 2) Взять под свое шефство один километр тракта Сундырь-Шубоси и сделать его образцовым. 3) Реализовать силами студентов лотерейные билеты на сумму 500 руб. 4) Взять под шефство Шубосинскую ячейку юных друзей автодора. 5) Организовать при школе кружок по изучению автомобильного и тракторного дела. На социалистическое соревнование по данному вопросу вызываем все районные колхозные школы Чувашии …». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

Первый республиканский съезд по дорожному строительству открылся 05 декабря 1933 г. Торжественное мероприятие состоялось в Чебоксарах в здании звукового кинотеатра.

«… Кинотеатр празднично декорирован. В зале кинотеатра, заключенном в кольцо лозунгов, делегаты занимают места. На сцене, между двух больших портретов величайших вождей мирового пролетариата – Ленина и Сталина, – копия Всесоюзной Красной доски, авансцену заняли иллюминированные макеты советских автомобилей», – описывает праздничный зал газета «Красная Чувашия» № 271 (2472) от 06 декабря 1933 г. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

Дополняет описание съезда газета «Красная Чувашия» № 273 (2474) от 08 декабря 1933 г.: «Просторный зал заполнен ослепительным светом прожекторов, музыкой, простыми горячими словами рядовых ударников дорожного строительства и представителей братских республик, краев и областей СССР. По внешнему оформлению зала и сцены можно без труда догадаться, что здесь собрались люди, которые кровно заинтересованы в улучшении дорог и в общем подъеме трудящихся национальных республик и всей страны. Иллюминированный макет автомобиля, красиво исполненные карты дорог Чувашии до Октября и в 1933 г., копия Всесоюзной Красной доски, на которую занесена Чувашия, масса красных знамен, добытых в борьбе за передовую республику, портреты Ленина, Сталина, Молотова, Калинина, гербы СССР и Чувашской республики подчеркивают интернациональный характер первого дорожного съезда, имеющего по существу Всесоюзное значение … На трибуну выходят простые колхозники, колхозницы в национальных костюмах, гордые своими успехами в борьбе за хорошую, культурную, красивую дорогу. Они говорят на национальном языке. Но, по горячим словам, резким жестам делегации братских республик и областей понимают, какой энтузиазм, какая сила воли и решимость, какое упорство вложены в этих простых людей – героев дорожного строительства, сумевших … в три года ликвидировать в основном вековое бездорожье, построить прекрасные дороги, получившие Всесоюзную известность. На трибуну выходят и делятся своим опытом представители Ленинградской, Западной, Удмуртской и других областей и республик … В бурных овациях всего зала, восторженных криках и музыке медных труб тонут слова делегатов и участников съезда. Все они отмечают громадные успехи Чувашской республики в дорожном строительстве, подчеркивают … «забота о хорошей дороге, постоянный уход за ней становятся традиционным явлением в … республике» … Восторженные приветствия летят по адресу красногалстучных пионеров, юных друзей Автодора, просвещенцев … Но самым замечательным событием в работе съезда явилось заключение Всесоюзного договора социалистического соревнования на лучшее использование зимы для подготовки к дорожному строительству 1934 года и выполнение плана дорожных работ 1934-1935 гг. … Первым договор подписывает инициатор Всесоюзного соревнования, страна образцовых дорог – Чувашская республика …». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

Значение республиканского съезда по дорожному строительству подробно разъяснила читателям «Красная Чувашия» № 270(2471) от 05 декабря 1933 г.: «… Открывающийся сегодня съезд по дорожному строительству, на который съехались представители братских республик и областей, … будет показом и демонстрацией наших успехов, нашего опыта, нашей решимости устранить еще имеющиеся недостатки … как на фронте дорожного строительства, так и на всех участках … Политическое значение этого съезда огромно. Поэтому к нему приковано внимание всех трудящихся, поэтому к нему так активно готовилась вся республика. На нем будет заключен договор социалистического соревнования между рядом областей и республик Советского Союза на лучшую организацию и высококачественное проведение дорожных работ в 1934-1935 гг. … Предстоящий год, при значительно увеличивающемся объеме, при усложняющихся задачах, при главном упоре на качество, потребует от нас еще большего напряжения сил и энергии. Колхозники, лучшие ударники дорог … выявят наши недостатки, расскажут о … лучшем опыте других областей Советского Союза … для дальнейшей борьбы с бездорожьем … Будем драться за … поставленные перед нами задачи в области дорожного строительства выполнить с честью под лозунгом: «В генеральный бой с остатками бездорожья, вперед, за образцовую, культурную социалистическую дорогу» …». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

На съезде присутствовали как ударники дорожного строительства Чувашии, так и делегации многих союзных и автономных республик, краев и областей страны, руководители центральных органов дорожных организаций, выездные редакции «Известий ЦИК СССР и ВЦИК» и «Комсомольской правды», корреспонденты «Правды» и других газет и журналов.

Подробный состав участников съезда был дан в газете «Красная Чувашия» № 273 (2474) от 08 декабря 1933 г.: «… На съезде участвует 547 человек делегатов с решающим голосом. Среди них 370 чел. приехало из деревни. 63 чел. прибыло из Москвы, Ленинграда, Белоруссии, Горького, Урала, ЦЧО, Винницы, Западной области, Иваново, СВКрая, Татарии, Удмурт. области, Марийской области и Мурома. 114 работников из г. Чебоксары … На съезде участвует 48 женщин … Из 370 делегатов деревни ударников дорожного строительства и соревнующихся – 340 чел … Этот съезд показал, что он является в то же время съездом ударников социалистического строительства Чувашии, ибо делегаты являются не только ударниками дорожного дела, но и ударниками … хозяйственно-политических мероприятий … На съезде участвовали представители от Белоруссии – 7 чел., Ленинградской области – 6 чел., Татарии – 5 чел., Удмуртской области – 5 чел., Марийской области – 3 чел., ЦЧО – 3 чел., Западной области – 3 чел., Винницы – 2 чел., Урала – 1 чел., Средней Волги – 1 чел., Иваново – 1 чел., Мурома – 4 чел. Всего – 41 чел. …». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».). В работе съезда принял участие также венгерский коммунист, видный деятель международного рабочего движения Матэ Залка.

Съезд подвел итоги дорожного строительства за 1933 год и наметил план работ на 1934 год, принял обращение ко всем колхозникам и коллективам организаций Автодора СССР о развертывании Всесоюзного социалистического соревнования по дорожному строительству.

Итоги дорожного строительства за предшествующие годы были действительно весьма впечатляющими, планы работ – грандиозными. С докладами об итогах дорожного строительства 1933 г. и плане работ на 1934 г. выступили председатель Совета народных комиссаров Токсин В.И., начальник Чувашдортранса Никитин В.Д. и главный инженер Чувашдортранса Юдин Н. (отчество не установлено): «… Первая дорожная пятилетка в итоге работ 1930-1932 гг. выполнена по трудовому участию на 484% и по бюджетному строительству на 107%. Сеть новых дорог увеличилась до 2229 км, а протяженность благоустроенных дорог достигла 6115 км. Таким образом, 16 районов из 18 с республиканским центром связаны хорошими дорогами … В боях с бездорожьем рождались ударники социалистических дорог, как тт. Тябуков, Серебряный, которые по 40-60 дней добровольно отработали на дорогах. Таких ударников по республике … до 2000 чел. … План дорожного строительства 1934 г. по своему масштабу в 20,5 раза превышает план 1933 г. Мы принимаем план по трудоучастию населения в сумме 3500000 руб. В связи с принятием плана 1934 г. нам нужны будут много новых машин и новые квалифицированные силы … В 1934 г. будет произведено битумирование на тракте Чебоксары-Канаш до Цивильска, на протяжении 35 км. Будет построено 23 км новых мощеных дорог по тракту Канаш-Батырево. Постройка новых мостов. Один из больших мостов будет построен в Алатырском районе. По плану намечается провести сплошное озеленение на трактах Чебоксары-Ядрин, Канаш-Табурданово и Канаш-Чебоксары. Для выполнения плана 1934 г. потребуется больше инженеров, техников и десятников …» («Красная Чувашия» № 272 (2473) от 07 декабря 1933 г.). (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

Работа I республиканского съезда по дорожному строительству завершилась 07 декабря 1933 г. подписанием договора социалистического соревнования по ликвидации бездорожья в стране делегациями многих республик и регионов СССР с Чувашской АССР, а также премированием районов, сельсоветов, ячеек ВКП(б) и ВЛКСМ, дорожных организаций и отдельных ударников Чувашии, отличившихся в дорожном строительстве.

Из протокола заседания бюро Чувашского обкома ВКП(б) № 210 от 04 декабря 1933 г., п. 16 «О премировании районов по дорожному строительству» читаем: «… На республиканском съезде по дорожному строительству провести премирование всех районов Чувашской АССР легковыми автомобилями … Премировать легковой машиной Орининский с/совет Татаркасинского района и 1 легковой машиной Чувашдортранс. Премировать по одной грузовой машине селения и колхозы Шемуршинского, Мало-Яльчиковского, Ядринского, Чебоксарского, Канашского и Козловского районов. Премировать грузовой машиной 240-й участок тракта Чебоксары-Канаш и Цивильский райсовет Автодора … Велосипедами премировать: 2 ячейки Автодора по 1 велосипеду, 3 комсомольские ячейки – по велосипеду и гармошке, 5 партячеек – по велосипеду, 5 колхозов – по гармошке и велосипеду, 15 человек дорожных работников – по велосипеду, 10 с/советов – по велосипеду, из них 5-ю велосипедами премировать персонально … Швейными машинами премировать: ножными – колхозы и 3-мя ручными машинами – ударниц дорожного строительства …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 14. Д. 21. Л. 190-190об.).

По итогам работы съезда, материалы I Всечувашского съезда ударников дорожного строительства были изданы отдельной брошюрой. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп.14. Д. 21. Л. 218.).

I республиканский съезд по дорожному строительству закончил свою работу. Он поднял новую мощную волну энтузиазма среди ударников дорожного строительства, колхозников и всех трудящихся страны. И делом чести тружеников Чувашии стало развертывание энергичной подготовки к дорожным работам 1934 г. практически сразу, чтобы в социалистическом соревновании краев, областей и республик всего Советского Союза завоевать почетное первое место.

Из газеты «Красная Чувашия» № 271(2472) от 06 декабря 1933 г. : «… [Съезд] поставил перед дорожными организациями конкретную задачу – к 1 апреля 1934 г. заготовить и вывезти на места работ не менее 75% стройматериалов … Зимний сезон должен стать временем интенсивной работы по проработке планов строительства и доведения их до сельсоветов, колхозов, совхозов и МТС. Именно в этот период необходимо тщательно разработать вопрос о трудовом участии населения, развернуть организацию постоянных дорожных бригад, закрепить за ними объекты строительства. Строительство мостов, забивка свай со льда является важнейшим этапом зимней дорожной кампании. Зимой же должно быть развернуто строительство простых дорожных механизмов и ремонт всего дорожного инвентаря, всех машин … Не дожидаясь присылки планов из вышестоящих организаций, надо … в декабре развернуть в районах, колхозах и селениях массовые работы по вывозке строительных материалов на места будущих работ. С тем, чтобы к 1 апреля 1934 г. 75% потребного камня, песка, леса и других строительных материалов находилось бы на объектах строительства …». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

15 декабря 1933 г. «Для проработки материалов I Всечувашского съезда ударников дорожного строительства 20-25 декабря … во всех районах» бюро Чувашского обкома ВКП(б) приняло решение провести «… специальные расширенные пленумы райкомов партии, райисполкомов и райсоветов Автодора с участием секретарей партячеек, председателей с/советов и правлений колхозов, ударников дорожного строительства и актива Автодора. На пленумы командировать членов Центрального штаба дорожного строительства, намечания, инструктирование и командирование их возложить на тт. Захарова и Харитонова …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 14. Д. 21. Л. 219).

На протяжении последующих лет дорожное хозяйство Чувашии продолжило укрепляться, pосли pяды специалистов, поступала новая техника.

По итогу первого года социалистического соревнования Центральный штаб соревнования по ликвидации бездорожья при «Известиях ЦИК СССР и ВЦИК» постановлением от 28 января 1935 г. отмечал, что «инициатор соревнования Чувашская АССР по-прежнему остается непревзойденной ни в темпах дорожного строительства, ни в качестве руководства дорожными работами, ни в постановке ухода за дорогами …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 16. Д. 33. Л. 94.).

В результате нелегкой и упорной борьбы с бездорожьем Чувашская АССР в 1930-е гг. превратилась в республику образцовых дорог. Были построены и сданы в эксплуатацию новые мощеные и грунтовые дороги Чебоксары – Канаш, Чебоксары – Ядрин – Шумерля, Чебоксары – Вурнары, Канаш – Батырево – Шемурша, Канаш – Яльчики и др., построено и отремонтировано более 22 тыс. пог. м. мостов и труб, возведены громадные дамбы, осушены ранее непроезжие болота.

Чувашия смогла достойно выдержать испытание и стала победительницей Всесоюзного социалистического соревнования по дорожному строительству. 27 июня 1935 г. ЦИК СССР наградил Чувашскую АССР за выдающие заслуги орденом Ленина. Одним из основных критериев оценки заслуг служило проведение в республике в течение ряда лет работ по дорожному строительству.

Сегодня благодаря самоотверженному труду работников дорожного хозяйства в нашей стране создана мощная автодорожная сеть. Сотни тысяч километров дорог, от местных до магистральных, обеспечивают устойчивое сообщение в любых направлениях и транспортную доступность даже самых отдаленных территорий. Ежегодно строятся новые автотрассы и искусственные сооружения, которые делают жизнь комфортнее и безопаснее.

Достижения российских дорожников становятся новыми поводами для гордости всей страны.

            

На снимках:
1. Участники I республиканского съезда по дорожному строительству в г. Чебоксары в зале заседаний. Декабрь 1933 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 1545. Л. 1.
2. Члены президиума I республиканского съезда по дорожному строительству в г. Чебоксары. Декабрь 1933 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 1545. Л. 2.
3. Выставочный зал I республиканского съезда по дорожному строительству в г. Чебоксары. Декабрь 1933 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 1545. Л. 3.
4. Зал заседаний I республиканского съезда по дорожному строительству в г. Чебоксары. Декабрь 1933 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 3. Д. 2. Л. 5.
5. Участники I республиканского съезда по дорожному строительству в г. Чебоксары осматривают макет моста сложной системы. Декабрь 1933 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 3. Д. 2. Л. 31.
6. Схема дорожной сети Чувашской АССР. 1936 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 185. Л. 1.

Источники и литература:

1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 16. Д. 33. Л. 89-94.
2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 14. Д. 21. Л. 129, 152-152об., 190-190об., 218-219.
3.Совнарком Союза заслушал доклад о дорожном строительстве Чувашии // Красная Чувашия. – 1933. – № 249 (2450). – 10 ноября. – С. 1. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
4. В передовой республике создадим образцовый автодор // Красная Чувашия. – 1933. – № 263 (2464) – 27 ноября. – С. 2. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
5. Ленинградская область приняла вызов Чувашии // Красная Чувашия. – 1933. – № 263 (2464) – 27 ноября. – С. 1. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
6. О созыве республиканского съезда по дорожному строительству // Красная Чувашия. – 1933. – № 263 (2464) – 27 ноября. – С. 1. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
7. Накануне I республиканского съезда по дорожному строительству // Красная Чувашия. – 1933. – № 269 (2470) – 04 декабря. – С. 1. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
8. Вперед, за образцовую, культурную социалистическую дорогу! // Красная Чувашия. – 1933. – № 270 (2471) – 05 декабря. – С. 1. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
9. Нет плохих дорог, есть хорошие тракты. Рапорт I-му республиканскому съезду ударников дорожного строительства // Красная Чувашия. – 1933. – № 270 (2471) – 05 декабря. – С. 1. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
10. Юдин Н., главный инженер Чувашдортранса «С честью выполнить план дорожных работ 1934 г.» // Красная Чувашия. – 1933. – № 270 (2471) – 05 декабря. – С. 2. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
11. Вчера в Чебоксарах открылся I Всечувашский съезд ударников дорожного строительства // Красная Чувашия. – 1933. – № 271 (2472) – 06 декабря. – С. 1. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
12. Открылся I республиканский съезд дорожного строительства // Красная Чувашия. – 1933. – № 271 (2472) – 06 декабря. – С. 1. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
13. Состав президиума съезда // Красная Чувашия. – 1933. – № 272 (2473) – 07 декабря. – С. 3. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
14. Съезд ударников дорожного строительства продолжает работу // Красная Чувашия. – 1933. – № 272 (2473) – 07 декабря. – С. 1. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
15. Вечернее заседание 7 декабря // Красная Чувашия. – 1933. – № 273 (2474) – 08 декабря. – С. 2. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
16. Лицо съезда ударников дорожного строительства. Доклад председателя оргкомиссии т. Юрьева // Красная Чувашия. – 1933. – № 273 (2474) – 08 декабря. – С. 2. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
17. Мы передадим всем организациям Ленинграда опыт Чувашии // Красная Чувашия. – 1933. – № 273 (2474) – 08 декабря. – С. 1. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
18. Макаров С. Съезд волевой зарядки // Красная Чувашия. – 1933. – № 273 (2474) – 08 декабря. – С. 3. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
19. Торжественное подписание договора // Красная Чувашия. – 1933. – № 273 (2474) – 08 декабря. – С. 1. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
20. Козлов Ф. Ударим по бездорожью соцсоревнованием! // Советская Чувашия. – 2019. – 21 ноября. [Электронный ресурс]. URL: http://sovch.chuvashia.com/?p=216601 (дата обращения 13.11.2023).

Капитонова Ирина Юрьевна
56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений