Новости
Жизнь, всецело отданная театру (100 лет (1924-1977) со дня рождения Бориса Семеновича Маркова, уроженца д. Ходяково Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Аликовский муниципальный округ Чувашской Республики), актера, режиссера, педагога, заслуженного артиста Чувашской АССР, народного артиста Чувашской АССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии Чувашской АССР им. К.В. Иванова, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
Театральный мир необычайно привлекает и завораживает своим чудесным таинством. Эту сказочность и магию творят, несомненно, все участники театрального представления. Но один человек особенно важен в деле искусного перевоплощения. Вы не увидите его на сцене во время спектакля. Вы можете понятия не иметь как он выглядит. Он редко бывает на виду в принципе. Однако повсюду в театре, зримо или незримо, присутствует его фигура. Речь, конечно, о человеке номер один в театре – режиссере.
Для работы в качестве режиссера в театральной деятельности необходимо владеть основными средствами режиссуры, понимать теоретические основы, а также знать историю развития русского и зарубежного театрального искусства, народного творчества. Он осуществляет творческое руководство художественным составом театра или студии, формирует постановочную группу, утверждает репертуар, ведет кропотливую работу с актерами, исполняющими роли в спектаклях, и занимается организацией репетиций на сцене. Всеми этими качествами и навыками мастерски владел наш земляк – Борис Семенович Марков.
Борис Семенович родился 7 марта 1924 г. в д. Ходяково Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Аликовский муниципальный округ Чувашской Республики) в простой крестьянской семье.
В 1938 г. он поступил в Чебоксарское педагогическое училище. В годы учебы успешно освоил игру на скрипке, гитаре, мандолине. Уже тогда его стремление к театральному искусству было явно заметно, поскольку юный талант исполнял заглавные роли на любительской сцене. В 17 лет Б.С. Марков окончил вышеназванное училище и совсем юношей в 1941-1943 гг. работал учителем в Елышевской и Таутовской школах Аликовского района Чувашской АССР.
Вскоре Борис Семенович был призван в ряды Красной армии. В 1943-1945 гг. в составе артиллерийских войск он сражался на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Но мысль о сцене не покидала его никогда, он всей душой стремился к искусству.
Мечта Бориса Маркова начала воплощаться в жизнь по окончании войны – в 1945 г.: талантливого, щедро одаренного природой юношу приняли сразу на третий курс Чувашской актерской студии Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС) (руководитель М.М. Тарханов). За два года он успешно прошел учебную программу и уже в дипломной работе, исполнив роль Фамусова в спектакле «Горе от ума» А.С. Грибоедова, зарекомендовал себя как творчески зрелый актер. В 1947 г. он окончил Чувашскую студию ГИТИСа и поступил на службу в Чувашский государственный академический драматический театр. За годы работы в этом театре (1947-1954 гг.) Борис Семенович сыграл около 50 запоминающихся ролей. Играя на сцене Чувашского академического драматического театра, Б. Марков быстро снискал любовь зрителя, великолепно исполнив такие большие роли, как Городничий в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Курочкин в «Свадьбе с приданым» Н.М. Дьяконова и мн. др.
Творческая неуемность, постоянное стремление к совершенству были характерны для Бориса Семеновича. С огромным желанием как можно больше способствовать развитию национального музыкально-театрального искусства, он вторично оканчивает ГИТИС – уже режиссерский факультет. В 1954-1957 гг. направляли талант Маркова в нужное русло, оттачивали его мастерство такие мастодонты искусства, как Л.В. Баратов, А.Д. Попов. Его дипломные спектакли «Барабанщица» А.Д. Салынского, поставленный в Русском драматическом театре в Чебоксарах в 1958 г., и «Сильва» И. Кальмана – в Новосибирском театре оперы и балета в 1959 г. – привлекли внимание яркой театральной культурой, образностью, выразительными сценическими средствами.
Мечта Маркова наконец сбывается: 1 июля 1959 г. на основании постановления Совета Министров Чувашской АССР от 8 апреля 1959 г. на базе Чувашского академического драматического театра и симфонического оркестра, и солистов Чувашской государственной филармонии был организован Чувашский государственный музыкально-драматический театр. Основателем и первым художественным руководителем театра стал несравненный Б.С. Марков, роль которого трудно переоценить. Стоит отметить, что инициатором создания подобного театра является именно Борис Семенович. Много трудностей было на пути у первых организаторов и артистов. Вот как пишет Б.С. Марков о зарождении в столице Чувашии своего детища: «… Новый театр родился в нелегких условиях: в первое время не было ни одного концертмейстера, не было хора и балета, достаточного количества профессионально подготовленных солистов и даже музыкальных инструментов. Но стремление создать музыкальный театр в Чебоксарах победило и упорство маловеров, и те трудности, которые лежали на пути к опере. Театр протянул руку талантливой молодежи. С заводов и строек, из вузов и учреждений пришли в театр участники художественной самодеятельности. Они занимались вечерами в вокальной и балетной студиях, работающих на общественных началах. Ведущие мастера сцены смогли зажечь в студийцах творческий огонек и привить им профессиональные навыки …».
Во вновь созданном Чувашском музыкально-драматическом театре он стал главным режиссером. Одновременно, несмотря на набор новой труппы, ему удалось сохранить и собственный драматический коллектив.
В 1960 г. Марков поставил первую чувашскую оперу «Шывармань» («Водяная мельница») Ф. Васильева. Энтузиазм артистов и руководителей помог ему уже в первые годы работы осуществить целый ряд крупных и интересных постановок. Под началом Б. Маркова ставились на сцене театра как чувашские оперы, так и русская и зарубежная классика. К примеру, громким событием в культурной жизни Чувашии стала постановка оперы «Чапай» Б.А. Мокроусова в 1961 г. В ней раскрылись особенности его режиссерского почерка: гражданственность, психологическая разработка каждого образа, мастерское владение пространством (мизансцены, массовые сцены и пр.), умелая работа с начинающими чувашскими оперными солистами. Примечательно, что вышеназванная опера в постановке Маркова была продемонстрирована в 1962 г. москвичам на сцене Кремлевского театра и получила высокую оценку театральной общественности столицы.
В 1969 г. большим личным достижением чувашского самородка и результатом плодотворной работы музыкального коллектива, а также увеличения труппы стало выделение музыкальной труппы в заметный самостоятельный анклав – Чувашский государственный музыкальный театр (с 1993 г. – Чувашский театр оперы и балета).
Борисом Семеновичем Марковым на сценах театров г. Чебоксары было поставлено свыше 30 опер, оперетт, музыкальных комедий, среди которых занимают достойное место: «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1961), «Хамăръял» («Земляки») Ф.С. Васильева (1962), «Прерванный вальс», «Сердце поэта» А.В. Асламаса, (1963), «Кармен» Ж. Бизе (1972) Оперные постановки чувашского режиссера отличались новаторскими тенденциями.
В 1969 г. за постановку оперы «Нарспи» известного чувашского композитора Г.Я. Хирбю Борису Семеновичу присуждена Государственная премия Чувашской АССР им. К.В. Иванова.
Его труды нашли большой отклик в театральной среде не только республики, но и огромной многонациональной страны. Примечательно, что одновременно с работой в Чувашском музыкальном театре, с 1968 по 1972 гг. этот гениальный режиссер трудился в Большом театре СССР. Например, оперы «Травиата» Д. Верди, «Иван Сусанин» М. Глинки, «Война и мир» С. Прокофьева были поставлены именно на сцене этого театра.
Борис Марков неустанно вел и активную общественную работу. Он долгое время был членом правления Чувашского отделения Всероссийского театрального общества, в течение ряда лет был и его председателем. Совместно с корифеями сцены театров республики принимал решения по вопросам дальнейшего развития театрального искусства Чувашского края.
В 1962-1966 гг. избирался депутатом Верховного Совета СССР VI созыва. В разные годы Борис Семенович был членом Чувашского обкома, Чебоксарского горкома КПСС, также являлся членом комиссии по Государственным премиям РСФСР в области искусства и литературы. В последние годы жизни в 1975-1977 гг. работал в Министерстве культуры РСФСР начальником Управления музыкальных учреждений, был доцентом ГИТИСа.
Ему была характерна преданность своему делу. Творчество Бориса Маркова всегда отличало глубокое проникновение в идейную и художественную сущность произведений. Он обладал богатыми теоретическими знаниями, был прекрасным организатором, вдохновенным педагогом. Многие годы своей жизни отдал воспитанию театральной молодежи, щедро делился своим опытом с юным дарованием.
Б. Марков является и автором статей по проблемам музыкального театра и книг «Рождение музыкального театра Чувашии», «Мой театр» и т.д.
В 1953 г. за большие заслуги в развитии театрального искусства Борису Семеновичу Маркову было присвоено звание «Заслуженный артист Чувашской АССР», в 1961 г. – звание «Народный артист Чувашской АССР». За значительный вклад в советское многонациональное театральное искусство в 1968 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а в 1974 г. он был удостоен звания «Народный артист РСФСР». Также был награжден орденом «Знак Почета» и тремя медалями.
25 марта 1977 г. его жизнь оборвалась в Москве после тяжелой и продолжительной болезни. Борису Семеновичу было 53 года. Он прожил яркую плодотворную жизнь, оставив после себя несметное культурное богатство в высоком театральном искусстве республики и страны. Б.С. Маркова вспоминают и по сей день теплыми и благодарными словами. Он так много сделал для развития театрального дела Чувашии, вывел музыку и пение на новый уровень в театральном искусстве республики.
Борис Семенович Марков мог бы поистине гордиться своим детищем на чувашской земле. Сегодня Чувашский театр оперы и балета о себе громко заявляет уже далеко за пределами необъятной нашей страны: гастрольные спектакли пользуются колоссальным успехом, а артистов театра знают и любят по всему миру. В настоящее время Чувашский театр оперы и балета – это творческий союз многих талантливейших поколений артистов.
Память о Борисе Семеновиче увековечена в г. Чебоксары: его именем названа улица в Северо-Западном районе города. На доме, где он жил, по пр. Ленина, д. 14 в столице Чувашии установлена мемориальная доска.
И земляки не забывали никогда о Борисе Семеновиче. В дань памяти о великом театральном деятеле, мастере сцены в 2010 г. муниципальному общеобразовательному учреждению Аликовского муниципального округа Чувашской Республики «Таутовская средняя общеобразовательная школа» присвоено имя Бориса Семеновича Маркова.
Светлая память о ярком актере, выдающемся режиссере, талантливом педагоге и видном советском деятеле культуры навсегда сохранится в наших сердцах.
На снимках:
1. Б.С. Марков (справа) с балетмейстером Чувашского государственного ансамбля песни и танца В.Ф. Богдановым (слева) и главным дирижером Чувашского государственного музыкально-драматического театра Л.О. Волынским (в центре). 7 ноября 1959 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 2. Д. 15. Л. 1.
2. Б.С. Марков (на переднем плане в центре) с участниками постановки оперы «Прерванный вальс» А. Асламаса после премьеры. г. Чебоксары. Декабрь 1963 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2909. Оп. 1. Д. 103. Л. 1.
3. Б.С. Марков (третий слева) среди участников балетной труппы Чувашского государственного музыкального театра. Чувашская АССР. 1976 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3159. Оп. 2. Д. 43. Л. 1.
4. Б.С. Марков. Дата не указана.
Чувашская энциклопедия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2009. – Т. 3: М-Се. – С. 47. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
5. Б.С. Марков. Дата не указана.
[Электронный ресурс]. URL: https://volgaopera.ru/history/ (дата обращения: 01.02.2024).
Источники и литература:
1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2753. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-2, 6-13, 16-20.
2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2765. Оп. 1. Д. 97. Л. 1.
3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3134. Оп. 1. Д. 88. Л. 132, 223.
4. Кондратьев М.Г., Романов П.В. Марков Борис Семенович // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2009. – Т. 3: М-Се. – С. 47. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
5. Макарова С. Режиссер от Бога // Советская Чувашия. – 2009. – № 43(24304). – 7 марта. – С. 3. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
6. Знатные люди Чувашии: Борис Семенович Марков [Электронный ресурс]. URL: https://alikov.cap.ru/news/2016/06/24/znatnie-lyudi-chuvashii-boris-semenovich-markov (дата обращения: 01.02.2024).
7. О театре [Электронный ресурс]. URL: https://volgaopera.ru/history/ (дата обращения: 01.02.2024).
Самсонова Наталия Олеговна
56-10-78