16 октября 2024 года

Новости

12.03.2024

«Крылья крепнут в полете» (К 90-летию со дня рождения Бориса Алексеевича Лепаева (1934-2017), уроженца г. Агрыз Татарской АССР (ныне Агрызского муниципального района Республики Татарстан), генерал-майора авиации Военно-воздушных сил (ВВС) СССР)

Русская земля во все времена славилась героическими поступками своих сынов и дочерей. Благодаря их бесконечной любви к Родине, бескорыстному служению народу, Россия стояла и будет стоять назло всем врагам.

На страже границ Родины, на защите ее целостности стоит и военная авиация России. Она выполняет боевые задачи в горячих точках, участвует в учениях и в ликвидации природных катастроф и пр.

Отличились воздушные асы и во время длительной и оказавшейся роковой для Советского Союза войне в Афганистане, где военная авиация применялась очень широко. Бомбардировка и штурмовка позиций и колонн противника, поддержка наземных войск, высадка десанта, эвакуация раненых, доставка пассажиров и грузов, разведка и минирование местности – спектр задач, стоявших перед советскими летчиками, был чрезвычайно широк, а эффективность их боевой работы – очень высока.

Нравственная сила и огромное желание победить давали силы, мужество и самоотверженность многим известным и безымянным героям, среди которых немало уроженцев Чувашии. Своих героев страна должна знать и помнить об их отваге и смелости во все времена.

12 марта 2024 г. исполняется 80 лет со дня рождения земляка – военачальника, генерал-майора авиации, участника военных действий в Демократической Республике Афганистан Бориса Алексеевича Лепаева.

Борис Алексеевич родился в 1934 г. в семье рабочего – машиниста депо Казанской железной дороги. Неожиданно в 1937 г. главу семьи Алексея Петровича арестовали органы НКВД, объявили врагом народа и в том же году расстреляли (впоследствии был реабилитирован).

Тогда же семья Лепаевых переехала жить в с. Порецкое Порецкого района Чувашской АССР (ныне Порецкого муниципального округа Чувашской Республики).

Нелегко было его матери Надежде Николаевне растить пятерых детей, особенно в военные годы. Поэтому юный Борис провел военные дни в детском доме. В школе он учился очень старательно и, как многие мальчишки тех времен, грезил о небе. В 30-е гг. прошлого века в СССР трудно было найти мальчишку, который не знал бы своих знаменитых соотечественников – летчиков-героев Чкалова, Громова, Байдукова, Водопьянова.

Мечта о небе стала ближе в 1952 г., когда после окончания Порецкой средней школы по направлению военкомата Борис Лепаев поступает в Чебоксарский республиканский аэроклуб им. А.В. Ляпидевского при ДОСААФ Чувашской АССР. С этого времени вся его дальнейшая жизнь была связана с авиацией.

Первый самостоятельный полет, конечно же, запомнился ему на всю жизнь. Выпуская в небо, инструктор Андреев (имя, отчество не указаны) дал ему напутствующие слова: «Запомни поговорку: крылья крепнут в полете». И только спустя годы, уже имея значительный летный опыт, Борис Алексеевич проникся смыслом этих слов.

Осенью 1952 г. Б.А. Лепаев был направлен для дальнейшей учебы в Армавирское военное авиационное училище летчиков, где инструкторами, преподавателями работали участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., имевшие большую летную практику. Они и дали путевку в «большое небо» нашему земляку. Училище Лепаев окончил в 1954 г. в звании лейтенанта, приобретя специальность «летчика-истребителя». С этого момента начался его путь профессионального военного, летная военная служба.

В 1955 г. лейтенант Лепаев получил назначение в 274-й истребительный авиационный полк (9-ю истребительную авиационную дивизию), входивший в состав ВВС Московского военного округа и базировавшийся в Кубинке, который демонстрировал на парадах новую технику. Здесь служили и прославленные летчики Бабаев, Мантуров, Швецов, Шульженко. Все они были большими мастерами высшего пилотажа.

За 7 лет службы (летчиком, старшим летчиком, командиром звена) Борис Алексеевич освоил несколько типов современных самолетов и стал «летчиком-бомбардировщиком». Ему нужно было постоянно осваивать новую технику. Боевых навыков, теоретических знаний и умения использовать все возможности современной техники уже не хватало. Поэтому в 1961 г. Б.А. Лепаев становится слушателем Краснознаменной Военно-Воздушной академии им. Ю.А. Гагарина (п. Монино Московской области).

После окончания академии в 1965 г. по командно-штурманской специальности Борис Лепаев был направлен для дальнейшей службы в Группе советских войск в Германскую Демократическую Республику (ГДР) (1965-1972 гг.) старшим штурманом 19-го гвардейского авиационного полка истребителей-бомбардировщиков, а затем – заместителем командира 730-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков. В апреле 1969 г. он становится военным летчиком первого класса.

Здесь, в ГДР, ему очень пригодились полученные в академии теоретические знания и имеющийся практический опыт при подготовке молодых летчиков. Под его командованием полк долгие годы носил звание отличного.

После возвращения в СССР в 1972 г. Б.А. Лепаев нес службу на Дальнем Востоке (до 1980 г.) командиром полка истребителей-бомбардировщиков в Краснознаменном Дальневосточном военном округе.

В 1975 г. Борису Алексеевичу после окончания Военной ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР им. К.Е. Ворошилова было присвоено звание генерал-майора авиации. Изменилась у него и должность. В генеральском чине он продолжительное время командовал крупными соединениями ВВС: в 1975 г. он стал командиром 83-й истребительно-бомбардировочной авиационной дивизии (с 1976 г. – 83-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков); в 1979 г. – заместителем командующего ВВС 1-й Особой Краснознаменной Дальневосточной воздушной армии.

Все, работавшие с Б.А. Лепаевым, восхищались его лидерскими качествами и умением хладнокровно и решительно, с точным расчетом действовать в любых ситуациях. Все это и отличные знания техники выдвинули нашего земляка в число незаурядных военачальников. Он всегда демонстрировал личный пример во всем: был летчиком первого класса, мастером фигур высшего пилотажа и воздушного боя. И даже не предполагал, насколько это окажется ценным всего через пару лет, в горячих точках (Афганистане и Анголе).

Война в Афганистане, начавшаяся 25 декабря 1979 г. вводом в Демократическую Республику Афганистан (ДРА) для выполнения интернационального долга Ограниченного контингента советских войск с целью вооруженной поддержки Народно-демократической партии Афганистана, пришедшей к власти в результате Апрельской революции 1978 г., длилась без малого 10 лет (по 1989 г.). В Афганистане, как театре военных действий, применению авиации было отведено достойное место.

С введением активных широкомасштабных боевых действий (во второй период проведения войсковой операции) в афганской войне генерал-майор Борис Алексеевич Лепаев в феврале 1980 г. был назначен на должность Командующего ВВС 40-й общевойсковой армии (до августа 1981 г.). Ему пришлось быть как организатором (в должности Командующего осуществлял руководство боевыми действиями ВВС), так и непосредственным участником боевых операций, за что его и называли «летающим генералом».

В это время общий штатный состав советской авиационной группировки в Афганистане включал 2 авиационных полка и 1 отдельную эскадрилью, 1 смешанный авиационный и 3 отдельных вертолетных полка, 3 отдельных вертолетных эскадрильи и 1 вертолетный отряд. Всего – 60 боевых самолетов и 19 военно-транспортных самолетов, 253 боевых и транспортно-боевых вертолета.

С августа 1981 г. по декабрь 1984 г. генерал-майор Лепаев исполнял обязанности заместителя Командующего – начальника отдела боевой подготовки ВВС Одесского военного округа.

В 1970-1980-е гг. Советское правительство оказывало помощь Народной Республике Ангола, послав туда большую группу специалистов. В их числе в 1984 г. оказался и Борис Алексеевич. Он служил старшим советником командующего противовоздушной обороны и ВВС Народной Республики Ангола и принимал участие в боевых действиях.

В 1987 г. генерал-майор Б.А. Лепаев по состоянию здоровья был уволен в запас. В том же году переехал на постоянное место жительства в г. Ригу Латвийской ССР (ныне Латвийской Республики), где принимал активное участие в общественной деятельности.

За время службы в советской авиации Лепаев освоил 20 типов самолетов: УТ-2, Миг-17, Миг-19, Миг-19с, Миг-21, Миг-21р, СУ-17м, СУ-17м2, СУ-24, СУ-25, УСП-2, ЯК-11, Миг-15, СУ-76, СУ-17, АН-26 и других модификаций в условиях различной сложности. Все указанные типы освоил в простых и сложных метеоусловиях, с пилотского и инструкторского сидений, на все виды боевых применений, в т.ч. на применение управляемых ракет и спецбомб.

Осуществляя руководство подразделениями и частями ВВС страны, в т.ч. боевыми действиями, он умело применял полученные академические знания и опыт летной подготовки. В зависимости от сложившейся конкретной боевой обстановки разрабатывал и осуществлял много новых тактических приемов, позволивших более эффективно использовать боевые возможности авиации во взаимодействии с другими родами войск. Кроме того, имея большой практический опыт подготовки летного состава, Б. Лепаев сам подготовил 112 летчиков к боевым действиям в различных условиях.

За годы безупречной службы Борис Алексеевич Лепаев был удостоен многих наград. Награжден орденами «Красная Звезда» (дважды), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, «Боевое Красное Знамя» Демократической Республики Афганистан, 12-ю медалями, в т.ч. иностранными – Германской Демократической Республики (ГДР), Монгольской Народной Республики (МНР), Демократической Республики Афганистан (ДРА), а также был отмечен почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, Хабаровского краевого комитета и краевого исполкома, Президиума Верховного Совета СССР.

Умер Борис Алексеевич 03 января 2017 г. на 83-м году.

За долгую жизнь он прошел сложный путь от летчика до генерал-майора авиации, с честью выполнял служебный долг и за пределами отечества, и подготовил немало воздушных асов. И всегда нес службу на уровне высшего пилотажа. Его заслуги перед Родиной трудно переоценить.

Армейская (военная) авиация с тех пор, конечно, изменилась, но летчики остались прежними – отчаянно смелыми и влюбленными в небо людьми, которые готовы броситься на помощь с небес и никогда не оставят своих в беде. Не напрасно у летного состава армейской авиации есть лозунг: «Никто, нигде, никогда без нас!».

Наш гражданский долг – сохранить и пронести через годы память о подвигах наших соотечественников, рассказать об их героизме будущим поколениям. В целях сохранения памяти об отважных героях войны была создана архивная коллекция документов личного происхождения участников оказания интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан и участников военных действий на территории Чеченской Республики, которая хранится в БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии.

В 2006 г. в коллекцию были включены документы личного архива Бориса Алексеевича Лепаева. Это – автобиография, дипломы, планы, полетные листы, схемы боевых операций и пр., и фотографии, в которых запечатлена жизнь, деятельность и боевая слава героя.

        

На снимках:

1. Б.А. Лепаев (крайний слева) с друзьями. г. Ташкент Узбекской ССР. [1988] г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3032. Оп. 2. Д. 1. Л. 1.
2. Памятник «Воинам-интернационалистам», посвященный уроженцам Чувашской АССР – участникам боевых действий в Демократической Республике Афганистан. Дата не указана.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2952. Оп. 3. Д. 126. Л. 3.
3. Самолет ЯК-55 во время полета. Дата не указана.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3032. Оп. 2. Д. 2. Л. 1.
4. Б.А. Лепаев. Дата не указана.
Лепаев Борис Алексеевич (военачальник; 12.03.1934-03.01.2017) [Электронный ресурс]. URL: https://наследиечувашии.рф/russian/лепаев-борис-алексеевич-военачальни/ (дата обращения: 29.02.2024).

 

Источники:

1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3032. Оп. 1. Д. 6. Л. 1.
2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3032. Оп. 1. Д. 7. Л. 1.
3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3032. Оп. 1. Д. 9. Л. 1-5.
4. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3032. Оп. 1. Д. 10. Л. 1-2.
5. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3032. Оп. 1. Д. 11. Л. 1-4.
6. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3032. Оп. 1. Д. 12. Л. 1.
7. Кудявнин В.И. Лепаев Борис Алексеевич // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2008. – Т. 2: Ж-Л. – С. 436-437. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
8. Лепаев Б.А. // Авиационная энциклопедия в лицах [Электронный ресурс]. URL: https://www.migavia.com/pilot/lepaev.html (дата обращения: 29.02.2024).
9. Лепаев Борис Алексеевич (военачальник; 12.03.1934-03.01.2017) [Электронный ресурс]. URL: https://наследиечувашии.рф/russian/лепаев-борис-алексеевич-военачальни/ (дата обращения: 29.02.2024).
10. Неба путеводная звезда: буклет Порецкой центральной библиотеки [Электронный ресурс]. URL: http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/krnd_0_0001004.pdf (дата обращения: 29.02.2024).

 

Капитонова Ирина Юрьевна
56-10-78

 

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений