Новости

27.05.2024

«Крылья столицы» (90 лет назад (27 мая 1934 г.) бюро Чувашского обкома ВКП(б) приняло решение «О строительстве в г. Чебоксары аэродрома»)

Небо всегда притягивало человека, и поэтому сразу же после того, как был изобретен первый летательный аппарат, люди с энтузиазмом устремились ввысь – исследовать новые просторы. Так и зародилась авиация.

Сегодня авиация играет ключевую роль во всех сферах жизни, обеспечивая быструю и эффективную перевозку людей и грузов по всему миру. Благодаря этому границы стран и континентов становятся менее значимыми, а культурный и деловой обмен между народами усиливается.

Одно из ключевых звеньев в авиационной отрасли – это аэропорты и аэродромы. Они являются неотъемлемыми инфраструктурными объектами, которые обеспечивают взлет и посадку самолетов, а также обслуживание пассажиров и грузов. Это – важные узлы транспортной сети, соединяющие города и страны и способствующие экономическому и социальному развитию.

Один из таких объектов расположен в г. Чебоксары Чувашской Республики и имеет богатую историю, которая началась в далеких 1930-х гг.

Начнем же с истории.

С самого создания советского государства развитию авиации, фактически прекратившей свое существование в результате I Мировой и Гражданской войн, уделялось повышенное внимание, в особенности возрождению самолетостроения и военной авиации.

9 февраля 1923 г. Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». С этого времени начала становление такая отрасль народного хозяйства как воздушный флот. К концу же 1930-х гг. сформировалась в самостоятельную отрасль государственной экономики СССР гражданская авиация. В стране появились Полярная авиация, сельскохозяйственная, санитарная, агитационная, аэрофотосъемочная, лесная, ведомственная, исполкомовская и др. виды, была создана широкая сеть научных и учебных учреждений.

Основой для развития авиации в народной, прежде всего молодежной, среде стали авиационно-спортивные клубы, сеть которых быстро распространилась по всей стране в 1920-1930-х гг. Организации вели агитацию за создание воздушного флота, предварительную авиационную подготовку молодежи из числа добровольцев – будущих авиаторов и защитников Родины, обучали самолетному, планерному и парашютному спорту, авиамоделизму.

В 1927 г. возникла новая массовая организация – ОСОАВИАХИМ, сыгравшая важную роль в развитии советской военной и гражданской авиации и подготовке авиационных кадров, и особенно в достижении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

По всей стране действовало большое количество специализированных кружков, тиров, стрельбищ, аэро- и автомотоклубов, где молодые люди, независимо от социального положения, профессии, должности, пола и возраста, приобретали специальности механиков, мотористов, пилотов, парашютистов, медсестер, телеграфистов, телефонистов и т.д. Благодаря общественному статусу организации все эти мероприятия проводились в свободное от работы время. Мечты же о небе начинали воплощаться с кружков планеристов, а лозунг «От модели – к планеру, от планера – на самолет!» воодушевлял тысячи советских юношей и девушек.

Именно благодаря деятельности ОСОАВИАХИМа в Чувашии в 1930-х гг. в республике появились авиаклубы, где молодежь изучала теорию воздухоплавания, строила модели самолетов, бралась за создание настоящих планеров, а главное могла учиться летать на самолетах и обслуживать летательные аппараты. Многие из этих летчиков-любителей впоследствии стали профессиональными пилотами и защищали страну в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

10 марта 1934 г. был создан Чебоксарский республиканский аэроклуб, филиал которого появился и в г. Алатыре. Создание аэроклуба явилось толчком для дальнейшего мощного развития авиации в Чувашии, массового вовлечения молодежи в авиационные виды спорта. 22 июня 1934 г. аэроклубу было присвоено имя Героя Советского Союза летчика А.В. Ляпидевского.

Уже к 1930 г. ОСОАВИАХИМ стал массовым боевым резервом Красной армии, своеобразной народной школой военного мастерства и школой воспитания мужества.

В выписке из протокола № 49 заседания бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 14 сентября 1934 г., п. 26 «О работе Осоавиахимовских организаций» читаем: «… поставить в центре … работы укрепление военно-массовой работы, организацию военно-технических кружков, военных массовок, военизированных маневров, развитие авиационной, военно-морской работы и создание образцовой дисциплины …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 15. Д. 51. Л. 344.).

Сеть первичных ячеек ОСОАВИАХИМА по республике, несмотря на ряд сложностей, быстро расширялась и увеличивалась, в т.ч. не стали исключением и военные годы.

Из протокола № 249 заседания бюро Чебоксарского горкома ВКП(б) от 23 июля 1946 г., п. 33 «О состоянии военного обучения в первичных организациях Осоавиахима города» читаем: «… городской Совет ОСОАВИАХИМа добился … улучшения в работе военного обучения членов ОСОАВИАХИМа … При Доме пионеров организован кружок авиамоделистов, где обучается 11 человек инструкторов авиамодельного дела … На 23 июля с/г числится всего 160 первичных организаций ОСОАВИАХИМа с охватом в них членов 6690 чел. …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-700. Оп. 5. Д. 6. Л. 44, 56-57.).

Одним из действенных способов привлечения молодежи в авиацию стало проведение праздничных Дней Авиации, демонстрирующих основные достижения страны и региона в данной сфере.

В выписке из протокола № 37 заседания бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 28 июля 1934 г., п. 11 «О подготовке и проведении Дня Авиации – 18 августа» указывается на важность мероприятия: «… Массовую работу вокруг подготовки и проведения Дня авиации вести под углом укрепления обороноспособности страны, укрепления ОСОАВИАХИМовских и физкультурных организаций и создания новых авиамодельных, планерных и др. кружков …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 15. Д. 44. Л. 197.).

В следующем документе записано: «… День Авиации провести под лозунгом дальнейшей подготовки без отрыва от производства пилотов, планеристов, парашютистов; укрепления аэроклубов и улучшения их работы, увеличения сети аэрокружков, превратив День Авиации в народный праздник … Организовать … массовое гулянье и показ достижений аэроклубной авиации, планерных, парашютных и модельных кружков …». (Выписка из протокола № 124 заседания бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 3 августа 1935 г., п. 7 «О проведения Дня авиации 18 августа». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 16. Д. 12. Л. 96.).

С появлением соответствующей технической базы праздничные мероприятия становятся все более масштабными и зрелищными.

В протоколе № 251 заседания бюро Чебоксарского горкома ВКП(б) от 6 августа 1946 г., п. 24 «О подготовке и проведении Всесоюзного Дня авиации» читаем: «… Ознаменовать общегородской праздник, посвященный Всесоюзному Дню Авиации – 18 августа 1946 г. массовым гуляньем молодежи и трудящихся города, состязаниями летающих моделей и воздушных змеев, показательными полетами самолетов и парашютными прыжками, спортивными играми и стрельбой из пневматического оружия … Провести до 18 августа с/г состязание моделей и воздушных змеев среди авиамоделистов … Провести серию лекций, докладов и бесед о Сталинской авиации, о героизме и мастерстве советских летчиков и о достижениях отечественной авиационной техники с привлечением для этой цели демобилизованных офицеров Военно-воздушных сил [ВВС] Красной армии. Всемерно использовать печать, радио, организовать фотовыставки, витрины, выпуск стенных газет и популяризировать героев Советского Союза, получивших первичную авиационную подготовку в аэроклубах ОСОАВИАХИМа … Обязать начальника завода 320 т. Канатова выделить 3 парашюта и самолет для проведения показательных парашютных прыжков … Обязать директора завода 654 т. Бунина выделить самолет ЩЕ-2 для проведения показательных полетов самолетов тройки (звена) в День Авиации. В этих же целях просить министра здравоохранения т. Лихачева о выделении самолета ПО-2 …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-700. Оп. 5. Д. 6. Л. 78, 90об.-91об.).

Но в 1930-е гг. в Чебоксарах, до покорения неба было еще далеко. На заре авиации г. Чебоксары не имел своего собственного аэропорта. Да и первые гражданские воздушные суда в небе Чувашии появились только летом 1928 г. Именно тогда были проведены успешные экспериментальные работы экспедиции под руководством инженера сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева Я.М. Михайлова-Сенкевича по уничтожению авиационно-химическим способом опасного вредителя леса – дубовой листовертки. В Мариинско-Посадском районе было опылено 1559 гектаров леса. Эффективность составила 90% гибели вредителя. Но подобный опыт дальнейшего массового применения не получил. (Историческая справка Чебоксарского авиапредприятия [Электронный ресурс]. URL: https://gov.cap.ru/home/746/666/ga5.html (дата обращения: 17.05.2024). Вернулись к его использованию уже в военные годы.

Так с чего же начиналось авиапредприятие?

27 мая 1934 г. бюро Чувашского обкома ВКП(б) приняло решение «О строительстве в г. Чебоксары аэродрома». Из выписки из протокола № 27 заседания бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 27 мая 1934 г., п. 8 «О строительстве в г. Чебоксары аэродрома» узнаем: «Начальником строительства Чебоксарского аэродрома назначить т. Плохова. Поручить Совету Народных Комиссаров [СНК] изыскать на строительство 50 т. р. по местному бюджету. Ответственным по строительству из членов правительства выделить т. Яковлева А.Я.». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 15. Д. 50. Л. 228. Д. 43. Л. 150.).

Решение о строительстве аэродрома считалось действительно стратегически важной задачей, но реализация его столкнулась с рядом проблем, одной из которых, конечно, являлось финансирование.

Из выписки из протокола № 31 заседания бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 21 июня 1934 г., п. 20 «О состоянии работы Комитета содействия ГВФ при СНК и ходе мобилизации средств на строительство Краевой авиалинии Горький-Чебоксары-Ижевск» узнаем: «Обязать т. Яковлева [А.Я. Яковлев – председатель Комитета содействия гражданскому воздушному флоту [ГВФ] при СНК Чувашской АССР] и других товарищей решительно перестроить работу Комитета и на основе развертывания массовой работы обеспечить сбор средств на строительство аэродрома в Чебоксарах … Немедленно перестроить работу районных Комитетов содействия ГВФ и других общественных организаций по сбору средств на строительство краевой авиалинии и обеспечить безусловное выполнение данных контрольных цифр Комитетом ГВФ при СНК не позднее 1 июля 50% и не позднее 15 июля остальные 50%». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 15. Д. 44. Л. 43.).

По информации из выписки из протокола № 102 заседания бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 3 мая 1935 г., п. 19 «О выполнении решения ОК ВКП(б) от 14 сентября 1934 г. о работе ОСОАВИАХИМовских организаций» СНК Чувашской АССР поручалось рассмотреть вопрос о срочном финансовом обеспечении достройки Чебоксарского аэродрома. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 16. Д. 10. Л. 94-95.).

Постановлением бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 4 июня 1935 г. устанавливались конкретные сроки сдачи авиаобъекта и рассматривались вопросы подготовки летного состава: «… Поставить … задачу подготовить для исполкомовской авиации в 1935-1936 гг. летные кадры, заключив соглашения с [Чебоксарским] аэроклубом из летчиков и механиков. Предложить командированию аэроклуба: а) пересмотреть личный состав летной группы и доукомплектовать ее лучшими ударниками предприятий и колхозов; б) к 25 июня завершить дооборудование аэродрома, всех хозяйственных построек на нем и приведение в полный порядок летно-материальной части аэроклуба; в) к 1 июля полностью закончить достройку парашютных вышек в Чебоксарах …; г) в месячный срок разработать проект организации кольцевой почтовой авиасвязи по республике и внести на рассмотрение ОК ВКП(б). Обязать Жилсоюз – тов. Астраханцева до 15 июня освободить для летного состава аэроклуба переданный ОСОАВИАХИМу жилой дом.». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 16. Д. 18. Л. 149.).

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда весь летный состав Чебоксарского аэроклуба ушел на фронт, Чебоксарский аэродром продолжил работу и сыграл важную роль в обеспечении безопасности страны, принимая и отправляя самолеты с грузами и войсками, обеспечивая учебные полеты военных летных училищ и школ, проведение авиахимработ для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Кроме того, в соответствии с Постановлением СНК Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 7 августа 1941 г. «О мероприятиях по выполнению решения Государственного Комитета Обороны СССР от 15 июля 1941 г.» в Чувашии в срочном порядке были построены 4 оперативных аэродрома: «Утвердить строительство оперативных аэродромов в Чувашской АССР в местах, намеченных представителями командования ВВС МВО [Московского военного округа] в Чебоксарском, Цивильском, Канашском (на границе с Шихазанским районом), Вурнарском районах, установив срок окончания работ первой очереди не позднее 20 августа и второй очереди не позднее 5 сентября 1941 г. …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 1оп. Д. 2. Л. 90-92.).

Своих летных подразделений и самолетов в тот период не было!

Перемещение линии фронта в начале войны требовало и изменения места дислокации для подготовки военных летчиков. Так в августе-сентябре 1941 г. в Чувашскую АССР прибыли 4-я и 5-я авиашколы. 4-ая авиашкола размещалась на базе Чебоксарского аэродрома. Впоследствии было принято решение о строительстве более мощного аэродрома на территории Чебоксарского и Марпосадского районов.

Командовали школой в период ее дислокации в Чувашии полковник Василий Понышев, с 4 ноября 1942 г. – подполковник Иван Пархоменко. Здесь велась подготовка пилотов-ночников для ближней ночной бомбардировочной авиации в составе ночных экипажей – пилотов и стрелков-бомбардиров на самолете У-2. Выпускники школы получали офицерское звание (младшего лейтенанта) и направлялись для дальнейшего прохождения службы в 46-й запасной авиаполк в г. Алатыре или в части действующей армии. (Шумилов Е. За облаками – небо // Советская Чувашия. – 2016. – 7 мая. – Текст: электронный [Электронный ресурс]. URL: http://sovch.chuvashia.com/?p=161095 (дата обращения: 17.05.2024).

Из Постановления СНК Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 24 сентября 1941 г. № 1608/335с «О строительстве и ремонте аэродромов 4-й авиационной школы первоначального обучения»: «… Строительство одного аэродрома и ремонт старого аэродрома авиационной школы первоначального обучения утвердить. Место нового аэродрома установить на территории земель колхозов Чебоксарского и Марпосадского районов, отведенных постановлением СНК Чувашской АССР № 1375/228-с от 8 августа 1941 г. Предложить председателям исполкомов райсоветов депутатов трудящихся и секретарям райкомов ВКП(б) – Чебоксарского, Марпосадского, Октябрьского, Ишлейского, Сундырского и Цивильского районов с 26 сентября с./г. ввести для производства работ по строительству и ремонту аэродромов обязательную трудгужповинность для всего сельского и городского населения, и гужевого транспорта колхозов, предприятий и хозяйственных организаций … Для объекта строительства нового аэродрома привлечь рабочую силу из Чебоксарского, Марпосадского, Октябрьского, Цивильского районов, а для ремонта старого аэродрома – из Чебоксарского, Сундырского и Ишлейского районов … Сроки окончания нового строительства и ремонта старого аэродромов утвердить 6 октября 1941 г. … Принять все меры к досрочному окончанию строительства и ремонта аэродромов. Для организации работ и руководства ремонтом старого аэродрома начальником строительства утвердить тов. Иванова Ф.И. … и начальником строительства нового аэродрома утвердить тов. Ростовцева К.К. …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 1оп. Д. 2. Л. 120-120об.).

Авиашкола № 5 расположилась в г. Алатыре. А в октябре 1941 г. было принято постановление о размещении в пос. Ибреси авиашколы № 3.

С ноября 1941 г. по апрель 1942 г. в Чебоксарах также дислоцировался 1-й запасной истребительный авиационный полк (1-й ЗИАП) 2-й запасной авиационной бригады. За сравнительно короткое время пребывания полка в Чебоксарах здесь было подготовлено, укомплектовано летчиками, техническим составом и самолетами ЛаГГ-3 и отправлено на фронт восемь истребительных полков: 21-й, 42-й, 169-й (подтверждается не всеми документами), 192-й, 194-й, 293-й, 295-й, 509-й. Кроме них, нужно назвать и 15-й, 440-й истребительные авиационные полки, формирование которых было начато в Чебоксарах в конце декабря 1941 г., а вылетели на фронт они уже после передислокации 1-го ЗИАП в г. Арзамас Горьковской области (после того, как фашистские войска были отброшены от стен Москвы).

В зимние и весенние месяцы (снегопады и распутица) работа всех аэродромов Чувашии проходила в штатном режиме. В порядке трудгужповинности к обеспечению непрерывной эксплуатации площадок и бесперебойной работы авиации привлекались люди, конные и транспортные средства. Их закрепляли за конкретными объектами. Даже малейшая угроза срыва считалась недопустимой. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 1оп. Д. 3. Л. 60-60об.). Закрепленные рабочие должны были являться на аэродром со своими лопатами и санками для вывозки снега, автомашины должны были обеспечиваться горючим за счет аэродромов. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 1оп. Д. 5. Л. 27.).

Так, об обслуживании Чебоксарского аэродрома в документах имеются следующие сведения. В соответствии с постановлением СНК Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 23 февраля 1944 г. № 168 «О подготовке аэродромов к весенней распутице» «… план мобилизации пешей рабочей силы для очистки снега на Чебоксарском аэродроме по Ишлейскому району – 100 чел., по Марпосадскому району – 100 чел. и по Чебоксарскому району – 100 чел. … ». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 1оп. Д. 5. Л. 94-94об.).

Постановлением СНК Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 28 февраля 1944 г. № 232 «О подготовке аэродромов к весенней распутице» установлено: «В дополнение к постановлению от 15 февраля 1944 г. обязать председателей Октябрьского, Сундырского и Цивильского исполкомов райсоветов и секретарей райкомов ВКП(б) выделить в распоряжение начальника Чебоксарского авиагарнизона для очистки аэродрома от снега по 100 чел. (от каждого района) пешей рабочей силы из сельского населения в порядке трудповинности …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 1оп. Д. 5. Л. 95.).

Нужно также сказать, что помимо подготовки летного состава и обслуживания аэродромов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Чувашской АССР было организовано и производство самолетов.

«… В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 13 сентября с/г об организации производства самолетов ЯК-6 на заводе № 471: в октябре – 2 самолетов, в ноябре – 10, в декабре – 20 и С-2 на заводе № 494: в октябре – 5 самолетов, в ноябре – 12 и в декабре – 18 …». (Выписка из протокола № 168 заседания бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 23 сентября 1942 г., п. 1 «Об организации производства самолетов ЯК-6 на заводе № 471, С-2 на заводе № 494». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 1оп. Д. 3. Л. 63-63об., 89-90об.).

В годы войны на заводе № 471 был налажен выпуск планеров ГР-29, самолетов ЯК-6 и У2-ВС и др. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 1оп. Д. 5. Л. 16-17.).

В 1946 г. для Чувашской АССР был предоставлен один единственный легкий самолет ПО-2 из состава 201-го авиаотряда соседнего г. Горький. Его пилотировал И.А. Чуркин. В 1949 г. именно ему было предоставлено почетное право начать обработку колхозных полей с воздуха минеральными удобрениями. В 1947 г. парк самолетов в Чебоксарах увеличился до 3-х ПО-2 и было создано авиазвено под началом К.А. Лужецкого.

В 1954 г. техническая база аэропорта г. Чебоксары была пополнена дополнительными самолетами ЯК-12. В 1957 г. решением Волжского управления ГВФ от 22 мая 1957 г. в аэропорту г. Чебоксары была образована авиаэскадрилья 148-го авиационного отряда г. Горький. Командиром был назначен С.А. Воробьев. В ее составе было 2 самолета ЯК-12 и 7 самолетов ПО-2.

В начале 1950-х гг. в Чувашии стали перевозить авиапассажиров на внутренних линиях, позже – за пределы республики. В райцентрах и крупных населенных пунктах республики открылись так называемые «приписные» аэродромы.

К 1979 г. сеть сельских аэродромов включала 28 населенных пунктов: Алатырь, Аликово, Батырево, Верхние Ачаки, Вурнары, Чапаево, Ибреси, Изедеркино, Кубня, Лащ-Таяба, Малые Кармалы, Новые Айбеси, Новые Мураты, Октябрьское, Порецкое, Раскильдино, Сойгино, Тенгеши, Ходары, Шемурша, Шумерля, Юманай, Яльчики, Ямашево, Яуши, а также Козьмодемьянск, Санчурск, Юрино. Вот какая была география полетов местной малой авиации! Ежедневно рейсы были как прямые, так и с посадкой в других селах по пути следования.

Первым рейсом за пределы республики стал перелет ИЛ-14 по маршруту Чебоксары-Казань-Чебоксары.

В 1958 г. Чебоксарский аэродром перебазировался на новое место в районе д. Синьялы (место дислокации аэропорта и сегодня).

Чебоксарский аэродром продолжал развиваться и модернизироваться. Авиаторы занимались обработкой полей, несли санитарную службу, охраняли лесные массивы от пожаров и др. задачи.

В газете Советская Чувашия № 88 (9220) от 13 апреля 1958 г. читаем: «Сегодня из Чебоксар в районы республики вылетает группа самолетов Гражданского воздушного флота. Все эти машины имеют специальную аппаратуру для рассеивания удобрений над полями. В ближайшие дни авиаторы подкормят 2500 гектаров посевов в колхозе «Победа» Яльчикского района, 1500 гектаров в колхозе «Гвардеец» Батыревского района, 1000 гектаров в колхозе «Дружба» Урмарского района. Самолеты будут работать в четырех колхозах Порецкого района – «Новь», «Россия», им. Сталина, им. Суворова и в ряде других». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

Статья в Советской Чувашии № 170 (9302) от 20 июля 1958 г. более подробно описывает деятельность чебоксарских авиаторов: «Над колхозными полями летит самолет, и буро-серая полоса остается за ним. Это авиация помогает колхозникам выращивать богатый урожай. Самолет летит над массивами леса – это авиация уничтожает лесных вредителей. А вот сел за околицей деревни самолет с красными крестами на плоскостях. Легко догадаться, что это прилетели за больным или привезли врача на срочную операцию.

А кто доставил сегодня утром в отдаленные районы свежие газеты, журналы, письма? Кто помог, что ваш родственник вчера еще был на Дальнем Востоке, а сегодня сидит с вами за столом?

А почему вдруг в озере не было ни одной рыбки, а через час их там тысячи?

А как странно: в Якутске холодно, еще идет снег, а … на полках в магазинах настоящая вкусная черешня.

Кто это сделал? Авиация …

Заглянем в наш Чебоксарский аэропорт. Да, именно аэропорт. Посмотрите, какое здесь царит оживление. Беспрерывно к зданию порта подходят такси и автомашины – пассажиры спешат на самолеты.

Вот только что оторвался самолет и взял курс на Аликово-Порецкое-Алатырь и обратно в Чебоксары. В другую машину началась посадка пассажиров на Йошкар-Олу. А самолет ЛИ-2 сегодня же доставит пассажиров в Казань, Горький, Москву. Недавно открылась пассажирская линия: Москва-Горький-Йошкар-Ола-Чебоксары-Казань и обратно. Всего три с половиной часа лета, и вы уже в Москве. Хорошо!

Но первыми в рейс улетают почтовые самолеты …

На повышенной скорости подъезжает машина скорой помощи. Это приехали врачи и привезли консервированную кровь. Врачи срочно вылетают в районы на неотложные операции … Но это еще не все.

Ранней весной наши самолеты работали в колхозах и совхозах – помогали колхозникам вносить минеральные удобрения и уничтожать сельскохозяйственных вредителей. Колхозники Яльчикского, Урмарского, Порецкого и др. районов помнят помощь наших летчиков. Это они работали в колхозах «Трактор», «Дружба», «Гвардеец», «Победа», им. Суворова, «Россия» и др.

Чебоксарские летчики помогли лесному хозяйству республики уничтожить ядами вредителей леса.

Наши летчики этой весной участвовали вместе с целинниками Оренбургской области в борьбе за высокий урожай. Комсомольцы В. Погорелов, Ю. Иванов, А Богданов, Д. Сагадеев помогли колхозникам сэкономить сотни центнеров хлеба, когда боролись с зерновой совкой на целинных землях. Около 10000 гектаров совхозных полей было очищено от вредителей.

Сейчас, когда на полях зреет обильный урожай, наши летчики собираются снова туда, чтобы помочь колхозникам собрать богатый урожай …». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

11-15 августа 1962 г. свой первый космический полет на корабле «Восток-3» совершил А.Г. Николаев, родившийся в с. Шоршелы Чувашской АССР. Полет в космос Героя СССР Николаева стал толчком для развития г. Чебоксары и его аэропорта.

В 1962 г. было принято решение о строительстве 2-хэтажного здания аэровокзала. В 1963 г. оно было завершено и с некоторыми внешними изменениями стоит до сих пор (В 2019 г. началась масштабная реконструкция Чебоксарского аэропорта).

Чебоксарский аэровокзал стал крупным и современным транспортным узлом, обеспечивающим связь с другими городами СССР. Этот аэропорт стал важной составляющей транспортной системы юго-востока Европейской части страны.

Воздушная гавань г. Чебоксары обрела бетонную взлетную полосу, на которую могли садиться пассажирские авиалайнеры. Вскоре появился в авиаотряде и свой АН-24. В 1978 г. в аэропорту г. Чебоксары была удлинена взлетно-посадочная полоса до 2500 м. Рейсы на Москву начали выполняться на самолетах ТУ-134 экипажами Чебоксарского авиапредприятия.

Сегодня аэропорт г. Чебоксары обеспечивает связь республики с основными городами и регионами России, что важно для экономического и культурного развития Чувашии.

Чебоксарское авиапредприятие прошло долгий путь от сельского домика в чистом поле с двухцветным ветроуказателем на крыше до современного аэропортового комплекса, способного принимать самолеты любых типов, от первых деревянных самолетов ПО-2 до современных лайнеров.

В целом, подводя итог, нужно отметить, что авиация, аэропорты и аэродромы, в т.ч. и в г. Чебоксары, являются неотъемлемыми составляющими современного мира, обеспечивая быструю и эффективную перевозку и способствуя развитию культурного и делового обмена между народами.

             

На снимках:
1. Учебный класс Чебоксарского аэроклуба. Дата не указана.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 1007. Л. 1.
2. Художественное панно «Добро пожаловать в столицу Чувашской АССР г. Чебоксары», установленное в Чебоксарском аэропорту. 1981 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 3. Д. 78. Л. 42.
3. Встреча летчика-космонавта СССР (1962), генерал-майора авиации (1970), дважды Героя Советского Союза (1962, 1970) А.Г. Николаева (у трапа слева) и ученого в области механики и процессов управления, конструктора ракетно-космической техники, академика АН СССР (1962), дважды Героя Социалистического Труда (1959, 1963) В.Н. Челомея (крайний справа) в Чебоксарском аэропорту. Июнь 1980 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 3. Д. 85. Л. 9.
4. Педагог, журналист, член Союза журналистов России (1959), участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., главный редактор и неосвобожденный заместитель председателя Комитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров Чувашской АССР В.Е. Сорокин (справа) и педагог, заместитель министра МВД Чувашской АССР П.К. Громов (слева) во время встречи летчика-космонавта СССР (1962), генерал-майора авиации (1970), дважды Героя Советского Союза (1962, 1970) А.Г. Николаева в Чебоксарском аэропорту. 1962 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 2. Д. 23. Л. 1.
5. Агитационный плакат «Комсомол! Овладевай агитационной техникой». Дата не указана.
Молодежь, на самолет! // [Электронный ресурс]. URL: https://histrf.ru/read/articles/molodezh-na-samolet (дата обращения: 17.05.2024).
6. Самолет АН-24 на взлете в старом Чебоксарском аэропорту. Дата не указана.
Региональные аэропорты России. Часть 8: Чебоксары - нужный аэропорт // [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Xq3AgYpiLCAoPBto (дата обращения: 17.05.2024).
7. Фото старого аэродрома в г. Чебоксары. Дата не указана.
75 лет АМСГ Чебоксары // [Электронный ресурс]. URL: https://aviamettelecom.ru/media/news/75-letamsg-cheboksary/ (дата обращения: 17.05.2024).

 

Источники и литература:
1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 1оп. Д. 2. Л. 90-92, 120-120об.
2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 1оп. Д. 3. Л. 60-60об., 63-63об., 89-90об.
3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 1оп. Д. 5. Л. 16-17, 27, 94-95.
4. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 15. Д. 43. Л. 150.
5. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 15. Д. 44. Л. 43, 197.
6. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 15. Д. 50. Л. 228.
7. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 15. Д. 51. Л. 344.
8. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 16. Д. 10. Л. 94-95
9. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 16. Д. 12. Л. 96.
10. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 16. Д. 18. Л. 149.
11. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-700. Оп. 5. Д. 6. Л. 44, 56-57, 78, 90об.-91об.
12. Авиаторы начинают работу в полях // Советская Чувашия. – 1958. – № 88 (9220). – 13 апреля. – С. 1. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
13. Герасимов А. Крылатые труженики // Советская Чувашия. – 1958. – № 170 (9302). – 20 июля. – С. 3. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
14. Недавно между Москвой, Горьким, Йошкар-Олой, Казанью и Чебоксарами открыта новая пассажирская авиалиния // Советская Чувашия. – 1958. – № 170 (9302). – 20 июля. – С. 3. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
15. Спортивный праздник на аэродроме // Советская Чувашия. – 1958. – № 170 (9302). – 20 июля. – С. 3. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).
16. 75 лет Победе: авиашколы в Чувашии в годы Великой Отечественной войны // Портал органов власти Чувашской Республики: Официальный интернет-портал. – 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://cap.ru/news/2020/04/23/75-let-pobede-aviashkoli-v-chuvashii-v-godi-veliko(дата обращения: 17.05.2024).
17. Иванченко В.Н. Участие общественных организаций в развитии отечественной гражданской авиации (20-30-е годы XX века). – Текст: электронный [Электронный ресурс]. URL: https://readings.gmik.ru/lecture/2018-UCHASTIE-OBSCHESTVENNIH-ORGANIZATSIY-V-RAZVITII-OTECHESTVENNOY-GRAZHDANSKOY-AVIATSII-20-30-E-GODI-HH-VEKA (дата обращения: 17.05.2024).
18. Историческая справка Чебоксарского авиапредприятия. – Текст: электронный [Электронный ресурс]. URL: https://gov.cap.ru/home/746/666/ga5.html (дата обращения: 17.05.2024).
19. Козлов Ф.Н. Из Яльчик в Чебоксары самолетом // Советская Чувашия. – 2020. – 24 июня. – Текст: электронный [Электронный ресурс]. URL: http://sovch.chuvashia.com/?p=225841 (дата обращения: 17.05.2024).
20. Мутрисков В.П. Первым делом – самолеты: [о работе Чебоксарского аэропорта] // Грани. – 1996. – 4 июня. – С. 1. – Текст: электронный [Электронный ресурс]. URL: http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/cheb_0_0000172.pdf (дата обращения: 17.05.2024).
21. От модели – к планеру, от планера – на самолет. – Текст: электронный [Электронный ресурс]. URL: https://museum-berezniki.ru/nauchno-issledovatelskaja-rabota/ot-modeli-k-planeru-ot (дата обращения: 17.05.2024).
22. Парфенова Г.В. Деятельность первых советских женщин авиационных специалистов. – Текст: электронный [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-pervyh-sovetskih-zhenschin-aviatsionnyh-spetsialistov/viewer (дата обращения: 17.05.2024).
23. Пейков Н.К. Наши воздушные помощники: [о работе Чебоксарского аэропорта] // Советская Чувашия. – 1984. – 12 февраля. – Текст: электронный [Электронный ресурс]. URL: http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/cheb_0_0000171.pdf (дата обращения: 17.05.2024).
24. Шумилов Е. За облаками – небо // Советская Чувашия. – 2016. – 6 мая. – Текст: электронный [Электронный ресурс]. URL: http://sovch.chuvashia.com/?p=160951 (дата обращения: 17.05.2024).
25. Шумилов Е. За облаками – небо // Советская Чувашия. – 2016. – 7 мая. – Текст: электронный [Электронный ресурс]. URL: http://sovch.chuvashia.com/?p=161095 (дата обращения: 17.05.2024).

 

Капитонова Ирина Юрьевна
56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений