Новости

27.05.2024

«Звезда чувашской поэзии: жизнь и творчество Константина Васильевича Иванова» (К 134-летию со дня рождения Константина Васильевича Иванова (1890-1915), классика чувашской поэзии, переводчика, педагога, автора поэмы «Нарспи»)

27 мая мы отмечаем 134-ю годовщину со дня рождения выдающегося поэта, драматурга, переводчика, прозаика, фольклориста и художника-живописца Константина Васильевича Иванова. Он считается основателем современной чувашской литературы и автором бессмертной поэмы «Нарспи», которая была переведена на множество языков мира. Его творчество является достоянием всей мировой культуры. Кроме своих литературных произведений и переводов классической русской литературы, Иванов также известен как мастер портретной живописи и автор графических и скульптурных работ.

Константин Васильевич Иванов родился 27 мая (15 мая по старому стилю) 1890 г. в с. Слакбаш Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Белебеевский район Республики Башкортостан) в состоятельной крестьянской семье. Отец будущего поэта, ценивший грамотность, обеспечил всем своим детям достойное образование.

С 1898 по 1901 гг. Константин Иванов обучался в начальной школе. В 1903 г., благодаря своим способностям и усердию, он поступил в Симбирскую чувашскую школу. С самого начала К.В. Иванов показывал отличные результаты. После двух лет обучения в подготовительном классе, в 1905 г. Константин Иванов перешел в первый класс этой школы.

Помимо обязательной школьной программы, юноша увлекался изучением произведений выдающихся классиков русской и западноевропейской литературы, а также проявлял большой интерес к столярному делу и резьбе по дереву, часто проводя много времени в школьной мастерской. Эта любовь к творчеству осталась с ним навсегда. Известно, что Иванов самостоятельно изготовил пишущую машинку из дерева, а также создавал различную мебель, включая столы и шкафы. В возрасте шестнадцати лет, во время каникул, он записывал семейные предания и воспоминания стариков-односельчан, тексты заговоров и народных молений. Эти записи оказали большое влияние на его понимание национальной самобытности художественного творчества народа.

Начало сознательной жизни будущего поэта пришлось на период бурного подъема революционного движения в России, которое не обошло стороной и Симбирскую чувашскую школу, где он обучался. В среде учащихся звучали революционные настроения, и класс, в котором учился Константин Васильевич, был распущен в 1907 г. распоряжением попечителя учебного округа за участие в политических митингах и выражение протеста против царизма. Все 37 учащихся, включая К.В. Иванова, были исключены без права продолжения учебы в любом учебном заведении. Вернувшись в родную деревню, он занялся крестьянским трудом и сбором фольклора башкирских чувашей, сохранив свою любовь к культуре и творчеству. В этот период шестнадцатилетний юноша принял решение посвятить себя литературной деятельности и запланировал широкие творческие проекты. В его дневниковых записях стали появляться стихотворные строки, которые впоследствии легли в основу поэмы «Нарспи». Этот период жизни Иванова можно назвать началом его творческого пути, который был наполнен яркими событиями и глубокими переживаниями.

После того, как волнения вокруг бунтовщиков Симбирской чувашской школы утихли, просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев пригласил к себе талантливых учеников, включая Константина Васильевича Иванова, и предложил им заняться переводом книг на чувашский язык. Иванов с большим энтузиазмом принялся за работу, редактируя чувашские учебники и переводя произведения русских писателей на чувашский язык. Это занятие стало для него началом литературной деятельности и вкладом в сохранение и развитие чувашского языка и культуры. Благодаря ему чувашский народ читал стихи и поэмы М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Кольцова, Н. Огарева, К. Бальмонта, А. Майкова, рассказы К. Ушинского и Л. Толстого на родном языке. Он также принял активное участие в подготовке сборника «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним», при его участии был подготовлен и издан новый «Букварь для чуваш с использованием русской азбуки». За короткий срок Константин Васильевич Иванов написал стихотворения «Думы старого леса», «Осень», «Голодные», стихотворные сказки и баллады «Две дочери», «Железная мялка», «Вдова», завершил поэму «Нарспи», набросал трагедию «Раб дьявола».

К 40-летию Симбирской чувашской школы Константин Иванов написал посвящение «Наше время», которое стало глубоким размышлением о судьбе народа и его истории. Это стихотворение стало одним из ярких примеров литературного таланта Иванова. В 1908 г. при непосредственном участии И.Я. Яковлева была издана книга «Сказки и предания чуваш», в которую вошли оригинальные произведения Иванова, а также его поэма «Нарспи». Эта поэма вызвала всеобщий восторг, запомнившись читателям своей глубокой эмоциональностью и ярким языком.

В 1909 г. К.В. Иванов сдал экзамены на звание учителя экстерном и, благодаря поддержке Ивана Яковлева, получил место учителя чистописания и рисования в женском двухклассном училище при учительской школе.

В 1911-1913 гг. для многих деятелей культуры и искусства, включая Константина Иванова, стало практически невозможным печататься. Однако, несмотря на сложные условия, он продолжал творить и развиваться как художник: создавал рисунки для букварей, переводил религиозные тексты, готовил декорации к сценам из оперы «Иван Сусанин». Этот период жизни Иванова можно назвать временем творческого поиска и самосовершенствования, когда он находил новые формы выражения своего таланта и продолжал вклад в развитие культуры и искусства.

Осенью 1914 г. Константин Иванов, страдающий от тяжелой болезни – туберкулеза, вернулся из Симбирска в родные края. Его жизнь была короткой, но яркой и наполненной творческими достижениями. К сожалению, она прервалась в молодом возрасте, 26 марта 1915 г. Константин Васильевич Иванов справедливо считается основоположником чувашской художественной литературы.

В творчестве К. Иванова есть множество ярких и талантливых произведений, но поэма «Нарспи» занимает среди них особое место, как самое талантливое и бессмертное произведение. Она рассказывает о трагической любви бедняка Сетнера к девушке Нарспи, дочери богатых родителей. Глубокая ненависть к социальной несправедливости и мечта об освобождении чувашского народа от оков морали старого общества – это основные мотивы творчества Константина Иванова. В своем произведении поэт выразил глубокие эмоции и переживания, связанные с социальными проблемами и стремлением к свободе и справедливости. Поэма «Нарспи» переведена на многие языки мира. На русском языке поэму можно прочитать в шести переводах таких мастеров слова, как А. Петтоки, В. Паймен, П. Хузангай, Б. Иринин, А. Жаров, А. Смолин. Восторженные отзывы на произведение оставили русские поэты А. Твардовский и П. Тычина, писатель А. Фадеев, французский поэт-переводчик Леон Робель.

Творчество Константина Васильевича Иванова, хоть и было недолгим, стало прекрасным и быстротечным мгновеньем в истории чувашского народа и его культуры. Его творчество оставило за собой блестящий и неугасающий след несмотря на то, что звезда национальной поэзии закатилась слишком рано.

В честь поэта его именем назван Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр, на театральной площади установлен памятник, одна из улиц столицы Чувашии гордо носит имя поэта.

В октябре 1940 г., в честь 50-летия со дня рождения Константина Васильевича Иванова, в г. Чебоксары был открыт литературный музей. Первоначально музей был расположен на территории сквера имени поэта, однако вскоре после открытия был закрыт в связи с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 1957 г. музей возобновил свою работу, экспозиции были размещены в бывшем доме купца Н. Корытникова. Однако в 1978 г., во время строительства Чебоксарской ГЭС, музей оказался в зоне затопления и вынужденно приостановил свою деятельность. 27 мая 1990 г., к 100-летию со дня рождения поэта, литературный музей был восстановлен и разместился в самом центре города Чебоксары, где находится и по сей день в качестве филиала Чувашского национального музея.

Завершить статью о Константине Иванове хотелось бы цитируя строки чувашского поэта П.П. Хузангая:

О, юноша с душой крылатой,
Кудесник слова, чародей!
Ты был нам музыкой и клятвой,
Надеждой, лаской с детских дней.

 

Ты был и есть и будешь снова
Залогом силы, красоты,
Богатства языка родного,
Его высокой простоты.

 

Так стой же славою народа,
В сердцах и в памяти живи,
Глашатай правды и свободы
И человеческой любви!

                                                                                  

На снимках:

1. Классик чувашской литературы К.В. Иванов. Скульптура. Скульптор С.Н. Кадикин, архитектор П.П. Чусовитин. 1988 г.БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1а. Д. 17. Л. 8.
2. Здание Чувашского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического драматического театра им. К.В. Иванова. Дата не указана.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3237. Оп. 3. Д. 114. Л. 5.
3. К.В. Иванов. Дата не указана.
Чувашская энциклопедия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008. – Т.2: Ж-Л – Стр. 92. (Библиотека госархива).
4. Поэма «Нарспи», изданная на языках народов мира. Коллаж из обложек.
Чувашская энциклопедия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство,
2008. – Т.2: Ж-Л – Стр. 92. (Библиотека госархива).
5. Фотокопия иллюстрации П.В. Сизова к поэме «Нарспи». Дата не указана.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1. Д. 505. Л. 23.
6. К.В. Иванов. Бюст. Скульптор И.Ф. Кудрявцев, архитектор В.И. Ступин. Дата не указана.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2741/1527. Оп. 1а. Д. 44. Л. 52.

 

Источники:
1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 21. Д. 276. Л.24-26, 55.
2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 69. Д. 432. Л. 9-18.
3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2718/434. Оп. 2. Д. 117. Л. 13-23.
4. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2718/434. Оп. 2. Д. 118. Л. 156-167.

 

Константинова Анна Ивановна
56-10-78

 

 

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений