22 ноября 2024 года

Новости

04.10.2024

Владимир Кривоносов: композитор, фольклорист, воин (120 лет со дня рождения Владимира Михайловича Кривоносова (1904-1941), композитора, исследователя народной музыки, автора первой чувашской музыкальной комедии «Хаваслăх», заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Владимир Михайлович Кривоносов родился в Москве 4 октября (22 сентября по старому стилю) 1904 г. в интеллигентной многодетной семье. «Родился он в семье инженера, крупного специалиста по мостостроению. Мать его была прекрасной певицей, окончившей Московское филармоническое общество в одно и то же время с Леонидом Витальевичем Собиновым. В 1900-х годах она выступала в главных партиях в Московском частном Оперном театре Зимина, – написала В.В. Геворкян в своей статье «В.М. Кривоносов и культура Чувашии» в научном журнале «Символ науки» № 8 за 2015 г. – Дома у родителей часто устраивались вечера, посещаемые музыкантами, художниками, литераторами. Всех четверых детей обучали игре на музыкальных инструментах. Володя играл на скрипке, его педагогом был профессор Московской консерватории Г.Н. Дулов. Общее же образование он, как и все дети Кривоносовых, получил во французской школе…».

В 1930 г. Владимир Михайлович окончил Московскую консерваторию по двум специальностям: класс теории музыки и композиции Г.Э. Конюса и Р.М. Глиэра, класс скрипки К.Г. Мостраса.

После получения диплома В.М. Кривоносов приехал в г. Чебоксары. В республиканскую столицу он был приглашен композитором, исследователем чувашской песни, организатором С.М. Максимовым, занимавшим в то время пост заведующего учебной частью недавно открывшегося музыкального техникума. «Чувашский музыкальный техникум только набирался сил. Из национальных кадров в первый учебный год преподавали Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, В.П. Воробьев. Двое, Павлов и Максимов, в сентябре 1930 года уехали учиться в консерваторию, – изложил музыковед Ю.А. Илюхин в «Советской Чувашии» от 4 октября 1974 г. – Поэтому-то, вероятно, было особенно ощутимо, когда в коллектив техникума влились свежие силы выпускников Московской консерватории – В.М. Кривоносов и И.В. Люблин». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».). После отъезда С.М. Максимова завучем стал В.М. Кривоносов.

Владимир Михайлович преподавал теорию, гармонию, анализ форм, кроме всего прочего он вел все музыкально-теоретические дисциплины, игру на скрипке, также стал руководителем композиторского кружка студентов. В техникуме Кривоносов «… развернул кипучую многогранную деятельность, – напечатано в выше указанной статье Ю.А. Илюхина – Прежде всего он проявил себя как прекрасный педагог, воспитатель национальных музыкальных кадров. … В руководимом Кривоносовым творческом кружке начинающих композиторов выдвинулись молодые авторы Г. Хирбю, Ф. Лукин, Г. Чернышов А в 1935 году композиторское отделение по его классу окончили Г. Воробьев Г. Лебедев, А. Орлов-Шузьм и О. Федоров. У него консультировался по сочинению В. Ходяшев. … С приходом Кривоносова в техникуме воцарилась замечательная атмосфера творчески насыщенной музыкальной жизни». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».). Под руководством Владимира Михайловича силами педагогов устраивались концерты для учащихся в стенах техникума и для городского населения. Также была организована бригада, которая выступала с выездными концертами в городах Мариинском Посаде и Козьмодемьянске. Сам он участвовал в них как скрипач.

По инициативе В.М. Кривоносова и И.В. Люблина, при участии режиссера Э.Д. Фейертага ставились оперные сцены. Увлеченный исследовательской деятельностью Владимир Михайлович уделял много времени изучению чувашской народной музыки, на материалах которой написал монографию «Песенное творчество чувашского народа». Издание вышло в свет с приложением 450 примеров. Научный труд стал результатом его участия в комплексной экспедиции, организованной Чувашским научно-исследовательским институтом, сбора песен в районах Чувашии, а также совместной работы с И.В. Люблиным и С.М. Максимовым.

В.М. Кривоносов оставил неоценимый вклад в развитие чувашского профессионального музыкального искусства, стал зачинателем камерно-инструментальных и симфонических жанров. Композитором созданы первые кантата и музыкальная комедия и написано большое количество произведений разных жанров: хоровые и сольные песни, инструментальные обработки народных песен для трио и квартета, поэма и сюита для скрипки с фортепиано, прелюдия и вариации для фортепиано на национальные темы. На чувашских темах основаны и его симфонические творения.

Первое национальное произведение чувашской музыки для театра, музыкальная комедия «Хаваслăх» (Радость), написанная в 1935 г. к юбилею Чувашской АССР, стало главным достижением талантливого композитора. «Музыкальная комедия В. Кривоносова «Хаваслăх» – выдающийся вклад в чувашскую советскую музыку. Проникнутая искрящимся весельем и жизнерадостностью она отражала в музыкальных образах жизнь и быт современной чувашской деревни, раскрывала новые взаимоотношения людей, стремящихся к культуре, просвещению, – проанализировал Ю.А. Илюхин в статье «Его музыка живет в народе» в «Советской Чувашии» от 4 октября 1974 г. – Эта комедия является образцом творческого использования чувашской народной песни. Ее партитура, составляющая 150 страниц, вся пронизана фольклорными элементами». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».). Первая постановка «Хаваслăх» была организована силами артистов Чувашского театра юного зрителя и Государственного хора, педагогов и студентов Чувашского музыкально-театрального техникума под руководством дирижера С.И. Габера и режиссера Б.И. Праудина. «Первая чувашская музыкальная комедия пользовалась большим успехом у зрителей, – отметила В.В. Геворкян в упомянутой выше статье. – Спектакль шел в 1935, 1937, 1945 и в 1949 годах (1949 – в концертном исполнении по управлением дирижера В. Ходяшева)».

Много сделал Владимир Михайлович и для развития художественной самодеятельности республики. При его самом активном участии в Чебоксарах прошли две олимпиады искусств (1932 и 1935 гг.). В 1935 г. В.М. Кривоносов был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР».

С 1936 г. В.М. Кривоносов снова жил в Москве. Он работал научным сотрудником кабинета по изучению творчества народов СССР консерватории и учился в аспирантуре. Владимир Михайлович не прерывал связь с Чувашией, продолжал работу над чувашской музыкой и постоянно интересовался музыкальной жизнью республики. В 1937 г. он написал музыку к радиодраме по поэме С. Эльгера «Под гнетом», а в 1939 г. была завершена статья «Краткое описание народных музыкальных инструментов и заметки об инструментальной музыке чуваш, населяющих Чувашскую АССР». «Рукопись в единственном экземпляре хранилась в Московской консерватории, – указал доктор искусствоведения М.Г. Кондратьев в статье «Три призвания Владимира Кривоносова» в «Советской Чувашии» от 6 октября 1994 г. – … При написании «Атласа музыкальных народных инструментов народов СССР» (1964, 1975) другие авторы в чувашском разделе практически полностью использовали работу Кривоносова, сославшись на него. … исследование В.М. Кривоносова вышло … в свет в 1986 году в большом сборнике «Музыкальная фольклористика».

В Москве Владимир Михайлович работал под руководством профессора К.В. Квитки, замечательного ученого-фольклориста, и стал крупным специалистом в области народного музыкального искусства. Его диссертация о народной музыке Азербайджана, ставшая результатом частых экспедиций и упорного труда – капитальный труд и ценнейший вклад в советское музыкознание.

После начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Владимир Кривоносов добровольно отправился на фронт ополченцем. Дважды он отказывался быть отозванным из армии как ценный специалист. В сентябре 1941 г. все-таки был издан приказ об его отзыве для командирования в Иран, но приказ опоздал на несколько часов… Виктор Михайлович Кривоносов погиб, защищая подступы к родной Москве, в г. Ельня в день своего рождения, 4 октября 1941 г.

   

На снимках:
1. В.М. Кривоносов. Портрет. Дата не указана. Чувашская энциклопедия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008. – Т. 2: Ж-Л. – С. 365.
(Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).

2. В.М. Кривоносов (третий справа) со своими учениками композиторского класса Чувашского музыкально-театрального техникума. г. Чебоксары. 06 июля 1934 г.
БУ «ГАСИ ЧР». КЭАД. Оп. 1. Ех. 147. Еу. 24475.JPG.

3. Композитор В.М. Кривоносов (третий слева) и другие авторы-постановщики первого чувашского музыкального спектакля «Хаваслăх»: дирижер и художественный руководитель Чувашского государственного хора В.П. Воробьев (первый слева), режиссер Б.И. Праудин (второй слева) и автор либретто А.Я. Каттай. г. Чебоксары. 08 июля 1935 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2765. Оп. 1. Д. 223. Л. 1.

Источники и литература:
1. Геворкян В.В. В.М. Кривоносов и культура Чувашии. // Символ науки. – 2015. – № 8. – С. 270-276. // электронный ресурс «КиберЛенинка» https://cyberleninka.ru/article/n/v-m-krivonosov-i-kultura-chuvashii/viewer (Дата обращения 25.06.2024).
2. Илюхин Ю.А. «Его музыка живет в народе» // Советская Чувашия. – 1974. – № 233 (14591). – 4 октября. – С. 4. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
3. Кондратьев М.Г. «Три призвания Владимира Кривоносова. Исполнилось 90 лет В.М. Кривоносову» // Советская Чувашия. – 1994. – № 200 (20664). – 6 октября. – С. 3. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
4. Илюхин Ю.А. Композиторы Советской Чувашии. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1978. – С. 115-127. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
5. Кондратьев М.Г. Степан Максимов. – Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова, 2002. – С. 249. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
6. Федорова С.И. Кривоносов Владимир Михайлович // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2008. – Т. 2: Ж-Л. – С. 365. (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».). 

Кочешкова Вероника Геннадьевна
56-10-78

Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений