Жизнь во имя музыки (К 100-летию со дня рождения Анисима Васильевича Асламаса (Васильева) – композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР и Чувашской АССР)

Анисим Васильевич Асламас (Васильев), талантливый композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР и Чувашской АССР, а также кавалер орденов Отечественной войны 1-ой и 2-ой степеней, появился на свет 24 июля 1924 г. в деревне Вурманкас-Асламасы Ядринского уезда Ядринской волости Чувашской автономной области (ныне Ядринский муниципальный округ Чувашской Республики). Родившись в многодетной крестьянской семье, Анисим с ранних лет проявил любовь к музыке. Его братья прекрасно играли на гармонике, и их дом всегда был наполнен звуками этого любимого народом инструмента. Именно от братьев Анисим перенял искусство игры на гармонике. В возрасте шести лет он начал свое образование в Асламасской неполной средней школе, которую успешно завершил в 1937 г. Страсть к музыкальному образованию привела юного Анисима к поступлению на подготовительные курсы музыкально-педагогического отделения Чувашского музыкального училища. Его талант был немедленно замечен, и он был принят в число учеников.

Будучи студентом второго курса, Анисим впервые проявил свой творческий потенциал. Это были первые шаги на пути молодого музыканта к величию. Вдохновленный глубокими стихами Ф. Тютчева, он создал прекрасные романсы «Весенняя гроза» и «Весенние воды», которые стали началом его удивительного музыкального пути.

На третьем курсе его учебы началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг., что привело к закрытию училища осенью 1941 г. В октябре того же года Анисим Васильевич вернулся в родную деревню и до сентября 1942 г. занимал должность учетчика в колхозе «Трудись» Ядринского района Чувашской АССР.

В 1942 г. юноша был призван в армию и отправлен в запасной полк, расположенный в г. Сурок Марийской АССР. После двухмесячного пребывания в запасном полку, судьба переместила его в г. Ярославль, где он должен был учиться в Новоград-Волынском пехотном училище. Однако, весной 1943 г. его жизнь резко изменилась, когда Асламас был отправлен на фронт.

Его боевое крещение в качестве связиста-телефониста произошло на Орловско-Курской дуге, где он проявил себя как храбрый и надежный солдат, участвуя в боях в составе 362-ой стрелковой дивизии. За бесперебойную связь между полком и батальонами молодой человек был удостоен своей первой медали «За боевые заслуги».

Дальнейший фронтовой путь Анисима был насыщен событиями и проходил через Белоруссию, Восточную Пруссию, Польшу и Германию. Он прошел этот путь сначала в качестве линейного надсмотрщика, а затем стал начальником направления связи, продемонстрировав выдающиеся навыки лидерства и отваги.

Несмотря на все трудности, страсть Анисима Васильевича Асламаса к музыке оставалась непоколебимой. Он активно участвовал в художественной самодеятельности своего полка в составе 3-й армии под командованием генерала А. Горбатова, делясь своим талантом и вдохновляя товарищей по оружию.

Анисим Васильевич неоднократно проявлял мужество и отвагу на фронте, за что был удостоен двух орденов Отечественной войны 1941-1945 гг. и награжден девятью медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За взятие Германии» и «За освобождение Варшавы».

Музыка помогала Анисиму Васильевичу сохранять душевное равновесие в самые трудные времена, а его талант и любовь к искусству стали источником вдохновения для многих солдат, сражавшихся рядом с ним.

После демобилизации по состоянию здоровья в сентябре 1945 г., Анисим Асламас решил продолжить свое музыкальное образование и поступил на теоретико-композиторский факультет Киевской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Его талант был высоко оценен, и он стал учеником выдающегося украинского композитора Б.Н. Лятошинского.

Однако, тяжелый след войны сказался на здоровье молодого композитора, и в 1948 г. он вынужден был прервать учебу и переехать в Чебоксары. С 1950 по 1953 гг. он работал преподавателем теоретических предметов в музыкальном училище и педагогическом институте, а также являлся заведующим музыкальной частью Чувашского театра юного зрителя.

В течение пяти лет, с 1955 по 1960 гг., Анисим Асламас погружался в мир музыки, обучаясь в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Здесь он совершенствовал свое мастерство под руководством выдающихся педагогов, таких как В.Г. Фере, Н.П. Раков и С.С. Богатырев, которые раскрыли перед ним все секреты композиции, инструментовки и полифонии.

После успешного окончания учебы, Анисим Васильевич вернулся в Чувашию, где начал делиться своим талантом и знаниями с другими. Он работал концертмейстером в Чувашском музыкально-драматическом театре, где его музыкальное мастерство и чувство стиля помогали создавать неповторимую атмосферу на сцене. Кроме того, он преподавал в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева и Чувашском музыкальном училище, где его уникальный подход к обучению и глубокое понимание музыки вдохновляли многих студентов.

С 1961 по 1977 гг. композитор посвятил себя исключительно творческой деятельности и в течение 16 лет создавал уникальные произведения, которые стали настоящим сокровищем чувашской культуры. С 1977 г. преподавал в музыкальном училище, где делился своим богатым опытом и знаниями с молодыми талантами.

Интересно, что в 1957 г. Анисим Васильевич взял псевдоним Асламас, чтобы избежать путаницы с другим композитором по фамилии Васильев в Союзе композиторов Чувашии. Этот псевдоним стал неотъемлемой частью его творческой личности и помог ему стать одним из самых известных и уважаемых композиторов в Чувашии.

С самого начала своего творческого пути Анисим Асламас проявил себя как талантливый композитор, создавший множество произведений в различных жанрах. Его первые сочинения, такие как «Красавица» и «Походная песня» на слова М. Ястрана, относятся к 1939-1940 гг.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Анисим Васильевич, будучи аккордеонистом, активно участвовал в художественной самодеятельности и создал ряд песен, таких как «Песня 362-й Краснознаменной дивизии», «Трио фронтовых поваров», «Письмо к любимой» и другие.

В течение многих лет, начиная с 1948 г. и до учебы в Москве, он сосредотачивался на создании произведений в жанрах оркестровой, вокально-симфонической и театральной музыки. Среди его наиболее известных сочинений этого периода – «Весенние мотивы» и Симфониетта для симфонического оркестра, одночасный концерт и «Чувашская рапсодия» для фортепиано с оркестром, «Баллада о Сталинграде», «Поэма о Родине», а также музыка к одиннадцати спектаклям Чувашского театра юного зрителя. В дополнение к этому, он создал около десяти песен и романсов.

Во время учебы в Московской консерватории Анисим Асламас создал ряд значительных произведений, которые стали важной вехой в его творчестве. Среди них – второй струнный квартет, вокально-симфоническая поэма «Памяти поэта», основанная на мотивах поэмы К.В. Иванова «Нарспи», кантата «Над республикой встает солнце», второй концерт для фортепиано с оркестром, увертюра «Сетнер и Пинерби» и опера «Священная дубрава». Эти произведения отражают глубокое понимание композитором народной музыки и его уникальный подход к сочетанию традиционных мотивов и современных музыкальных тенденций.

В 1960-1979-х гг. композитором были написаны следующие оперы и музыкальные комедии: «Прерванный вальс», «Сеспель», «Тăван çěр-шывра» («В родном краю»), «Саламби», «Хěвеллě кунсем» («Солнечные дни»), Шуршăл евчи» («Сваха»), «Нарспи и Сетнер» и др. В области песенно-хоровой музыки широко известны такие песни, как «Астăватăп» («Помню»), «Етěрне сачěсем» («Ядринские сады»), «Çěрме купăс» («Гармонь»), «Анлă Атăл хěрринче» («На Волжском берегу»).

2 ноября 2000 г. сердце талантливого композитора Анисима Васильевича Асламаса перестало биться, оставив после себя неизгладимый след в мире музыки. Его творчество, наполненное глубиной и красотой, продолжает вдохновлять и восхищать слушателей и по сей день. Благодаря своему таланту и мастерству, он стал одним из самых выдающихся композиторов Чувашии. Его вклад в развитие чувашской музыки неоценим, и он остается настоящим сокровищем для культуры и искусства Чувашии.

В ноябре 1999 г. уникальная коллекция документов из личного архива выдающегося чувашского композитора А. Асламаса была передана на постоянное хранение в Центральный государственный архив общественных объединений Чувашской Республики (ныне БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии).

Состав поступивших на хранение документов весьма обширен: документы, относящиеся к творческой деятельности, документы публикаторской деятельности, автобиографические воспоминания, фотографии и др.

Поделиться в социальных сетях:
Сделано на Конструкторе сайтов культурных учреждений