В 2022 г. исполняется 50 лет с начала строительства Чебоксарского завода промышленных тракторов (ЧЗПТ). К этой юбилейной дате БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии подготовил электронный фотоальбом «Тракторный гигант на Волге. По ту сторону фотообъектива».Чебоксарский завод промышленных тракторов – это крупное производственное предприятие современной России по производству промышленных тракторов.История ЧЗПТ – это длительный путь становления индустриального гиганта, который пришелся на 1970-1980-е гг. На его создание были направлены усилия всей отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, партийных и правительственных органов страны и республики. Завод строился с целью обеспечения горнодобывающей, нефтегазовой промышленности и строительной индустрии отечественной техникой. Развитие завода, происходившее в последующие десятилетия, позволило осуществить выпуск оборудования, ставшего основой производственных мощностей ряда предприятий нашей страны.В электронном фотоальбоме представлены фотодокументы архивных фондов Госархива современной истории Чувашской Республики: «Чувашский республиканский комитет КП РСФСР» (Ф.П–1), «Коллекция фотодокументов РГУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» (Ф.П-1045), «Президент Чувашской Республики – Кабинет Министров Чувашской Республики» (Ф.Р–2994), «Государственный Совет Чувашской Республики» (Ф.Р–2996), «Семейный фонд Прокопьевых: Ильи Павловича и Ивана Павловича» (Ф.Р-3054), «Общество с ограниченной ответственностью «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы» (Ф.Р-3229). Всего электронный фотоальбом «Тракторный гигант на Волге. По ту сторону фотообъектива» включает 65 фотодокументов за период с 1969 г. по 2017 г. Фотодокументы расположены в хронологическом порядке и сопровождаются текстовым описанием.Структура электронного фотоальбома представлена введением и основным разделом, фотодокументы которого отражают процесс становления предприятия и его последующее развитие.В 1970-х гг. развитие промышленной отрасли имело важное значение для народного хозяйства страны. Правительство СССР приняло решение об организации отечественного производства мощных промышленных тракторов в г. Чебоксары. Строительство тракторного гиганта на Волге началось 12 января 1972 г. Постановлением ЦК ВЛКСМ Чебоксарский завод был включен в число Всесоюзных Ударных комсомольских строек.Так, на строительную площадку, которая была намечена и расположена в восточной части г. Чебоксары, пришли строители и механизаторы, бульдозеристы и экскаваторщики, которые вынули первые кубометры грунта на месте строительства будущего Чебоксарского завода промышленных тракторов/Одновременно со строительством завода начиналось и формирование коллектива будущих тракторостроителей. Приказом Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР от 21 октября 1971 г. № 276 была организована Дирекция строящегося Чебоксарского завода промышленных тракторов. Директором завода был назначен Виктор Тимофеевич Десятов. С января 1972 г. начался прием рабочих, инженерно-технических работников, служащих, специалистов и руководителей. Люди, пришедшие в начале 1970-х гг. на предприятие: зрелые специалисты с других заводов и выпускники вузов еще не представляли себе, какая сложная работа им предстоит.С 1972 г. по 1974 г. было начато строительство производственных корпусов: сдаточного, прессово-сварочного, сборочного, ремонтно-литейного цеха, цеха тяжелых стальных отливок, корпуса приготовления формовочных материалов, дерево-модельного и термообрубного цехов, а также вспомогательных объектов и административно-бытовых зданий. В 1973 г. на площадях сдаточного корпуса началась организация первых цехов: нестандартного оборудования, ремонтно-механического, инструментального, механического № 1 и цехов мелких серий. Принимаемые в цеха рабочие направлялись для повышения квалификации на учебные базы, созданные на ведущих тракторных заводах.С 30 апреля 1974 г. в инструментальном цехе начали работать первые станки, а в феврале 1975 г. в механическом цехе и цехе малой серии был освоен выпуск 200 наименований деталей трактора. Взяв высокие темпы, к 30 декабря 1974 г. строители сдали первый производственный комплекс тракторного завода – сдаточный корпус.Сборка первого опытного трактора Т-330 завершилась 25 октября 1975 г. Трактор Т‑330, бульдозер-рыхлитель был предназначен для выполнения тяжелых землеройных, погрузочных, транспортных работ в промышленном, дорожном и гидротехническом строительстве. На базе трактора Т-330 отделом главного конструктора в 1974 г. был спроектирован трактор-трубоукладчик. Первый опытный образец был собран 7 мая 1977 г. В 1980 г. трактор ТТ-330 прошел приемочное госиспытание и был рекомендован к серийному производству.С 1978 г. конструкторами велись проработки по трактору Т-500, первые опытные образцы которых были собраны в 1980 г. во вновь построенном экспериментальном корпусе, где в дальнейшем собирались новые опытные тракторы.Трудовой энтузиазм молодежи воодушевил всех, и на площадях сдаточного корпуса к 1980 г. было собрано 350 тракторов мощностью 330 л.с. — это первая промышленная партия. К 1 сентябрю 1982 г. с главного конвейера сошел юбилейный 1000-ый трактор.В декабре 1985 г. были изготовлены первые гусеницы для трактора Т-500, а в ноябре 1986 г. приемочная комиссия рекомендовала трактор Т-500 к серийному производству. Акт приемки был утвержден в феврале 1987 г. Между тем, датой начала серийного производства трактора Т-500 считается март 1985 г., когда на основном производстве Чебоксарского завода промышленных тракторов стали собирать первые тракторы этой марки.В декабре 1993 г. завод был преобразован в Акционерное общество открытого типа (АООТ) «Промтрактор», а в 1995 г. – в Открытое акционерное общество «Промтрактор».В середине 1990-х гг. для наращивания производственных мощностей и повышения качества тракторной техники действующее производство основательно модернизировалось на всех уровнях. Так, с целью расширения возможностей ОАО «Промтрактор» по изготовлению и сбыту основной продукции было принято решение по созданию тракторов меньших тяговых классов 20 и 15 т.с., мощностью 290 и 240 л.с.С 2000 г. на заводе началась масштабная реконструкция под производство машин нового поколения. Промтрактор участвовал во всех международных выставках, продавал технику за рубеж. Во всем мире узнали, что в Чебоксарах есть серьезное предприятие, способное производить конкурентоспособную технику.Одной из форм демонстрации современной продукции предприятия, существенно повышающей рост спроса на чебоксарскую технику, является «Трактор-шоу». Ежегодно, начиная с 2002 г., организаторы устраивают яркое представление, используя целую гамму эффектов – световых, лазерных и пиротехнических. Сочетание их со специально подобранной музыкой создает у зрителей ощущение фантастичности происходящего. Демонстрируются фирменные трюки - надкалывание скорлупы яйца, забивание гвоздей, перемещение трубоукладчиком полного бокала.2000-е гг. для завода стали судьбоносными. Он начал представлять собой многопрофильный концерн, в составе которого более 20 предприятий. С июня 2005 г. ОАО «Промтрактор» вошел в состав компании корпоративного управления ООО «Концерн «Тракторные заводы».Об успехах ОАО «Промтрактор» говорит и тот факт, что Чебоксарские трактора – это инновационный продукт, вмещающий в себя современные и перспективные решения в технике и технологиях. Десятки тысяч бульдозеров, трубоукладчиков, колесной промышленной и другой техники, произведенной на флагмане российского тракторостроения – заводе «Промтрактор», работают не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.По результатам 2003 г. при участии в Программе «100 лучших товаров России», ОАО «Промтрактор» было награждено Дипломом 1 степени за трактор Т-11.01 «Четра». Торговая марка «Четра-11» на конкурсе «Бренд года-2003» удостоена серебряной медали и Золотого знака на конкурсе «Марка качества Чувашской Республики».В январе 2004 г. два трактора Т-20.01 и Т-11.01 удостоены золотой медали в рамках международной программы «Золотая галактика» в области качества.С июня 2005 г. ОАО «Промтрактор» вошло в состав компании корпоративного управления – ООО «Концерн «Тракторные заводы».В 2006 г. ОАО «Промтрактор» получил сертификаты, выданные международной организацией «ТЮФ Рейнланд Интерсерт» (TUV Rheinland InterCert), подтверждающие соответствие тракторной техники европейским нормам и стандартам. 8 февраля 2006 г. ОАО «Промтрактор» получило СЕРТИФИКАТ соответствия системы экологического менеджмента.В 2007 г. марка «ЧЕТРА» стала известной и западноевропейским потребителям после выставки «BAUMA-2007» в Мюнхене, где им были представлены трактора ЧЕТРА Т11, ЧЕТРА Т20 и колесный погрузчик ЧЕТРА ПК60.Следующая громкая выставка стала неделя «Тракторных заводов», проходившая с 27 по 30 мая 2008 г. на стадионе Крылатское в г. Москва.В 2010 г. продукция ОАО «Промтрактор» реализуется в России. В странах ближнего и дальнего зарубежья эксплуатируется более 13000 тракторов. Завод имеет сеть сервисных центров и лизинговую компанию, обеспечивает гарантийно-техническое и сервисное обслуживание.На ОАО «Промтрактор» с 2013 по 2015 гг. шла работа по созданию гусеничного сельхозтрактора 6 тягового класса «АГРОМАШ – Руслан» с треугольным обводом и торсионной подвеской. В 2014 г. на заводе ОАО «Промтрактор» прошли структурные преобразования – заводы вновь стали цехами, а некоторые цеха – участками.В 2017 г. ОАО «Промтрактор» выпустил около 28 тысяч бульдозеров и трубоукладчиков различных модификаций и другой спецтехники. Завод не стоит на месте, здесь выпускаются не только бульдозеры и трубоукладчики, но и осваивается производство экскаваторов, сельскохозяйственных тракторов и др.ОАО «Промтрактор» продолжает прочно занимать место в когорте крупнейших и мощнейших тракторных производств.Электронный фотоальбом «Тракторный гигант на Волге. По ту сторону фотообъектива» подготовлен в программе HTML-редакторе, с форматом электронных документов, представленных в JPEG. Фотоальбом начинается с главной страницы. На страницах электронного фотоальбома размещены текстовые и графические гиперссылки, позволяющие легко перейти на необходимую страницу фотоальбома, либо вернуться назад в меню. При помещении указателя мыши на уменьшенную картинку можно щелкнув левой кнопкой мыши увеличить изображение.Электронный фотоальбом «Тракторный гигант на Волге. По ту сторону фотообъектива» является полноценным материалом по изучению истории Чебоксарского завода промышленных тракторов с момента его создания и по 2017 г.Поскольку ЧЗПТ – это не только страница из жизни Чувашии, но и яркий этап прошлого нашего региона и всей страны, электронный фотоальбом предназначен для широкой аудитории – для учащихся, студентов и преподавателей, в особенности технических специальностей образовательных учреждений Чувашской Республики, ветеранов промышленности, бывших и настоящих работников ЧЗПТ - ООО «ПК «Промтрактор», краеведов и всех, кто интересуется историей родного края. |