Путешествие в творческую вселенную театрального мастера
Как гласит известное выражение: «талантливый человек талантлив во всем» – это так точно и ярко определяет характер и многогранные способности В.Н. Яковлева, превосходного мастера сцены и истинного виртуоза своего дела.
Как было отмечено в I разделе, окончив актерский факультет ГИТИСа с отличием, в 1961 г. В.Н. Яковлев вернулся в сердце Чувашии и поступил на службу актером в Чувашский государственный академический драматический театр им. К.В. Иванова (далее – драмтеатр). За время своей актерской деятельности в драмтеатре ему довелось воплотить на сцене множество ярких и разнообразных образов: Меркуцио в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, Андрейка в спектакле «Свадьба в Малиновке» Л. Юхвида, Павлин в «Варварах» М. Горького, Иван в постановке «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана) Н. Айзмана, Леонардо в трагедии «Кровавая свадьба» Ф.Г. Лорки, Микола в комедии «Любовь и тыква» И. Стаднюка, Александр III в драме «Волны бьют о берег» Н. Терентьева, халиф Джафар аль-Мухтадир в трагедии «Телейпе Илем» (Телей и Илем) [На распутье] И. Петровой-Нарс, Азамата в «Тутимěр» (Тудимер) по одноименной трагедии Я. Ухсая, Аскольда в спектакле «Сан ятупа» (Именем твоим) П. Афанасьева, Великий князь Владимиро-Суздальского княжества в трагедии «Хӳхӗм хӗрӗн хӳхлевӗ» (Плач девушки на заре) Н. Сидорова и мн. др. Во время исполнения разнообразных ролей он проявлял пластичность и темперамент, обладал невероятно яркой индивидуальностью и глубоким пониманием характера персонажа: в работе над каждым образом Валерий Николаевич уделял большое внимание выразительности жестов, мимики. К примеру, Багдадский халиф величественен в осанке, грациозен и ярок колоритной и броской восточной красотой, Леонардо в исполнении Валерия Яковлева в трагедии испанского драматурга – это пламя, вихрь, попавший в каменный мешок, стремящийся разрушить стены. В образе Меркуцио он мастерски передал характерные черты человека эпохи Возрождения – острый, искрометный ум, радостно-поэтическое видение жизни, любовь ко всему мирскому.
В 1967 г., окончив режиссерский факультет ГИТИСа, В.Н. Яковлев вернулся в родные стены драмтеатра, но уже в качестве режиссера-постановщика. Одним из первых его спектаклей на сцене Чувашского драмтеатра в том же году стала постановка «Пěрре, çуркунне…» (Однажды весной) по повести Л. Агакова. Это был первый триумфальный успех молодого режиссера. Как отмечалось в республиканской прессе: «… один из первых его спектаклей … «Однажды весной» … был настолько хорошо поставлен, что попасть на него было делом непростым …».
С этого момента начинается впечатляющий путь режиссера-постановщика, который оставит свой след не только в театральной среде республики, но и на всей сцене огромной страны.
Возможно, с той самой дебютной постановки и появилась настойчивая и непреодолимая тяга Валерия Яковлева утверждать, выстраивать духовный мир человека по законам красоты. Он стремится от внешних связей подойти к раскрытию глубинных, внутренних явлений. Валерий Николаевич поставил множество спектаклей, каждый из которых отличается многообразием стилей и жанров. В своем постановочном творчестве он не боялся затрагивать болезненные и острые темы, хотя его репертуар также включает множество жизнерадостных и вдохновляющих произведений. Этот мастер сценической площадки сумел воплотить на театральных подмостках практически всю чувашскую классику, оставив неизгладимый след в национальном театральном искусстве.
Талант молодого Валерия Яковлева развивался и укреплялся с каждой новой постановкой различных жанров, созданных советскими, чувашскими и зарубежными драматургами. Результатом яркой плодотворной режиссерской карьеры стали следующие выдающиеся работы В.Н. Яковлева как режиссера-постановщика: «Хура çǎкǎр» (Черный хлеб) Н. Ильбекова (1969); «Двенадцатая ночь» (1970) и «Виндзорские проказницы» (1983) У. Шекспира; «Кушар» (1971) и «Айдар» (1988) П.Н. Осипова; «Солдатская вдова» Н.П. Анкилова (1972); «Ҫӗрпе хěр» (Земля и девушка, 1973), «Таса Ваҫҫа ҫылӑха кёрет» (Святой Baсилий, 1977), «Ҫылӑх» (Грех, 1980), «Ҫиçěм хыҫҫӑн аслати» (После молнии гром, 1978) и «Пушар лаши» (Пожарная лошадь, 1985) Н.Т. Терентьева; «Кровавая свадьба» (1974) и «Дом Бернарды Альбы» (2003) Ф.Г. Лорки; «Варвары» (1975) и «На дне» (1986) М. Горького; «Телейпе Илем» (Телей и Илем) [На распутье] И.А. Петровой-Нарс (1977); «Тутимӗр» (Тудимер) Я.Г. Ухсая (1980); «Деньги для Марии» (1979) и «Прощание с Матерой» (1993) В.Г. Распутина; «Праски инке хӗр парать» (Тётушка Праски дочку выдаёт, 1980) и «Праски кинеми мӑнукне авлантарать» (Бабушка Праски внука женит, 1996) А.С. Чебанова; «Тихий Дон» М.А. Шолохова (1981); «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (1987), «Салампи» (Саламби) А.С. Артемьева и В.Н. Яковлева (1988); «Ҫатан карта ҫинчи хура хӑмла ҫырли» (Ежевика вдоль плетня) Б.Б. Чиндыкова (1990); «Идиот» Ф.М. Достоевского (1992); «Арлезианка» А. Додэ (1994); «Хӳхӗм хӗрӗн хӳхлевӗ» (Плач девушки на заре) Н.И. Сидорова (1995); «Моцарт и Сальери» (1999) и «Дон Жуан – жертва страсти безнадёжной» (2011) А.С. Пушкина; «Ялта» (В деревне) Ф.П. Павлова (2005); «Туя туй пек тăвар-и?» (Не сыграть ли свадьбу?) по пьесе чувашского драматурга А.А. Тарасова (2017), «Чайка» А. Чехова (2019) и многие другие. Для его спектаклей характерен глубоко осмысленный подход к стилистике и идейному содержанию драматургического первоисточника, а также бережное и творческое отношение к национальным традициям. Его постановки поражают зрителей своей искренностью, разнообразием стилей и жанров, мастерски воплощая драматургию различных авторов на сцене. В работе с любым драматическим материалом он стремится передать взгляд народа на события, его светлые и мрачные дни, историческую мудрость общества и человечества.
Интересно отметить также и то, что каждый герой драматургического произведения проходил через сердце режиссера, и он был вынужден страдать, радоваться, сомневаться вместе с ним, размышлять о вечных проблемах жизни и смерти.
И трудно сказать, в чем больше преуспел Валерий Николаевич – в постижении актерского мастерства или глубин режиссерских замыслов. Неповторимые образы он создал и как актер, и как режиссер. Тут и там нужно серьезно исследовать народный характер, чтобы жизнь на сцене текла не как игра, а как сама жизнь… Но в то же время, в одном из интервью выдающийся мастер сцены отмечает, что испытывает огромную тоску по несыгранным ролям.
Имя В.Н. Яковлева широко известно не только в нашей республике, но и в российском театральном мире. Постановки яркого и самобытного режиссера всегда вызывают интерес у почитателей искусства и культуры. Его работы получили признание и высокие оценки как со стороны зрителей, так и со стороны профессионального сообщества.
Рассмотрим запоминающиеся постановки легендарного режиссера-постановщика, которые были удостоены наград и дипломов на Международных и Всероссийских театральных фестивалях и конкурсах. Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 4 ноября 1977 г. за постановку в 1974-1975 гг. спектаклей по пьесам «Варвары» М. Горького, «Кровавая свадьба» Ф.Г. Лорки, «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана) Н. Айзмана В.Н. Яковлеву присвоено звание лауреата Государственной премии Чувашской АССР им. К.В. Иванова. Позднее, ещё 4 диплома на Всесоюзном фестивале венгерской драматургии в СССР, проходившем в 1979 г. Этих высоких наград театр был удостоен за спектакль «Табунщик» по пьесе Э. Сиглигетти. В том же году Валерия Николаевича назначили главным режиссером драмтеатра.
В 1990 г. его спектакль «Ҫатан карта ҫинчи хура хӑмла ҫырли» (Ежевика вдоль плетня) по пьесе Б. Чиндыкова завоевал первые премии на Всероссийском фестивале «Лучшие спектакли России» в г. Орле, на Всероссийском фестивале «Федерация-92» в г. Чебоксары в 1992 г., а на I Международном театральном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» в г. Уфе в 1991 г. был удостоен Гран-при и вошел в число лучших спектаклей России, получив высокую оценку у театральной общественности и критики. В 1996 г. на этом же фестивале «Туганлык» лучшей в номинации «Режиссура» была признана постановка Валерия Яковлева по повести В. Распутина «Прощание с Матерой». В 2005 г. на VIII Международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз» за спектакль «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки В.Н. Яковлев получил приз за «Лучшую работу режиссера». В 2017 г. в номинации «Лучшая сценография» победила драма «Часы с кукушкой» по пьесе М. Карягиной и др.
Отдельно отметим, что в 1998 г. на театральном фестивале тюркских народов «Науруз» в Казани Республики Татарстан режиссер В.Н. Яковлев был награжден дипломом и премией за постановочную культуру спектакля «Хӳхӗм хӗрӗн хӳхлевӗ» (Плач девушки на заре) по пьесе Н. Сидорова, посвященного 1100-летию образования государства Волжской Булгарии. Кроме этого, в 1999 г. Валерий Николаевич за эту историческую трагедию удостоен Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства.
В 2002 г. спектакль «Инçет телей çути» (Свет далекого счастья) по пьесе А. Тарасова, где В.Н. Яковлев выступил как режиссер и художник-постановщик, был успешно показан на VII Международном фестивале тюркских народов «Науруз» в г. Казани и на III Международном театральном фестивале «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны…» в г. Ярославле. Художественному руководителю, народному артисту СССР В.Н. Яковлеву была вручена Премия Правительства РФ им. Ф. Волкова. И за этот же спектакль Указом Президента РФ от 12 июня 2004 г. № 766 режиссеру-постановщику, сценографу В.Н. Яковлеву присуждена Государственная премия РФ в области литературы и искусства 2003 г.
В.Н. Яковлев является многократным победителем Республиканского конкурса театрального искусства «Чĕнтĕрлĕ чаршав» («Узорчатый занавес») в номинации «Лучший спектакль года (режиссура)» со спектаклями «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина (2000), «Морозное дыхание метели» И. Бунина (2005), «Голос печального вяза» Д. Гордеева, Г. Кириллова (2006), «День очищения» А. Тарасова (2014), «Константин Иванов» И.С. Максимова-Кошкинского (2016).
Перечисленные достижения Валерия Николаевича Яковлева в очередной раз подчеркивают его значимость и огромный вклад в культурное наследие России.
Не стоит забывать, что о выдающемся режиссере и актере написано немыслимое количество статей, очерков, изданы книги, сняты фильмы, выходили сюжеты с его участием на национальном радио и телевидении республики. И на сегодняшний день интерес зрителей к его персоне не угасает: Валерий Николаевич часто является гостем различных телепередач, культурных встреч и т. д.
Хочется подчеркнуть, что Валерий Николаевич не только легендарная театральная личность, но и широчайшей души человек. В одной из своих статьей в республиканской газете «Советская Чувашия» от 11 декабря 1977 г. известный театровед Л. Вдовцева отмечает: «… Я видела его разным – уставшим после большой работы, уставшим до болезненности, до состояния, когда ему даже трудно было говорить. Предельно занятым, когда расписана буквально каждая минута. Но и тогда он не мог отказать себе в одной роскоши – в общении с людьми. Он в любой момент сумеет зажечься сочувствием к чужой судьбе, возмутиться несправедливостью. В нем живет какая-то неистощимая жажда добра …».
Гениальность актера и режиссера поражает! Частью творческой работы выдающегося Валерия Николаевича является и постановка концертов. Свыше 100 праздничных мероприятий прошло под грамотным творческим руководством мастера: концертные программы, посвященные Дням литературы и искусства Чувашии в Москве, Татарской, Башкирской, Мордовской республиках, Белоруссии и др., а также к большому количеству памятных и юбилейных дат республики и страны. Примером совершенства и мастерства режиссуры является праздничный концерт, поставленный им к Дням культуры Чувашии в Москве в 1998 г. в концертном зале «Россия». Торжественные мероприятия, организованные им, отличаются завершенностью, целостностью мысли и стиля, опираются на достижения национального искусства, обладают высоким эмоциональным накалом и всегда находят отклик у зрителей.
Неожиданным фактом в творческой биографии является и то, что многие поклонники знают Валерия Николаевича как певца. Как упоминается в республиканской газете «Советская Чувашия»: «… 20 октября 1989 г., в день своего юбилея, он на вечере в театре очень хорошо исполнил грустную чувашскую песню «Сар хěр макăрса утать» … Госкомтелерадио Чувашии снял видеозапись этой песни …». На регулярной основе эту песню по просьбе слушателей и зрителей передавали по радио и телевидению. На этот повод народный артист СССР шуточно отмечал: «Сколько лет работаю главным режиссером театра, но мало кто знал меня. Спел одну песню и стал известен всей республике. Где ни появлюсь перед публикой, все требуют: «Спойте песню!».
В 1990 г. уже опытный режиссер становится художественным руководителем Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова. Несомненно, В. Яковлев внес значительный вклад в развитие театрального искусства Чувашии и России. С момента вступления в колоссально важную должность в театре, его творческая деятельность стала охватывать множество аспектов театрального искусства, включая актерскую игру, режиссуру и руководство театром.
Доказательством плодотворной и вдохновенной творческой деятельности Чувашского академического драматического театра им. К.В. Иванова, художественным руководителем которого является В.Н. Яковлев, служит устойчивый зрительский интерес и глубокая любовь чувашского народа, давшего ему определение «Театр, любимый народом». Он очень точно чувствует своего зрителя. «Мой зритель, – как отмечает мэтр сцены в одном из изданий периодической печати, – открытый сердцем, непосредственный, с развитым воображением. Но вместе с тем умеющий размышлять, домыслить и дофантазировать. Впрочем, это уже задача самого театра – разбудить зрительское воображение».
Валерий Яковлев с присущей ему работоспособностью не останавливается на достигнутом. Вновь и вновь, из года в год ведется трудоемкая творческая работа по пополнению репертуара театра новыми спектаклями. Он ежегодно представляет на суд зрителей не менее одной крупной работы, которая не остается без внимания как со стороны почитателей национального творчества, так и профессионального сообщества.
Гастроли с любимым драмтеатром занимают отдельное место в жизни Валерия Яковлева: в родной республике практически не осталось ни одного селения, где бы не побывал мэтр сцены. Конечно же, не стоит забывать, что в сближении и взаимообогащении культур наций и народностей нашей страны большой заслугой Валерия Николаевича является личное участие в организации и проведении всех крупных гастрольных выступлений театра за пределами Чувашии: постановки встречаются зрителями необычайно тепло и волнительно на сценах Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля, республик Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Тюменской областей и др.
В 2015 г. Валерий Николаевич стал лауреатом Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска» в почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
За большие заслуги в области театрального искусства В.Н. Яковлеву присвоены следующие почетные звания: «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР» (1970), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1975), «Народный артист РСФСР» (1981) и «Народный артист СССР» (1991).
Валерий Николаевич Яковлев – выдающийся деятель российской культуры и искусств. Благодаря его самоотверженному труду, чувашский театр достиг качественно новых высот профессионализма и художественности. Он заложил в его основу бережное сохранение народных истоков, поэтическую красоту обычаев и традиций чувашского народа, одновременно обогащая его современной театральной эстетикой. Большой талант, непрерывная самоотдача в работе и высокая человеческая культура Валерия Николаевича позволили Чувашскому театру занять место среди лучших театральных коллективов страны. Творчество Валерия Николаевича Яковлева вдохновляет и служит примером для новых поколений артистов и режиссеров. Поистине В. Яковлев является человеком, который творил эпоху и сам стал эпохой!