Highslide JS

Путь коллектива от хора к ансамблю

Чувашский государственный ансамбль песни и танца был основан в период бурного культурного развития и национального самоопределения народов Советского Союза. Создание ансамбля стало ответом на потребность сохранения и развития уникальных чувашских культурных традиций. Этот период был ознаменован активным сбором народного материала, который включал песни, музыку и танцы, и их адаптацией к сценическому исполнению.

Датой создания творческого коллектива принято считать 1924 г., когда произошло объединение хора Чувашского педагогического техникума и хора рабочих и служащих г. Чебоксары, и был создан Чувашский государственный хор – один из старейших хоровых коллективов страны, завоеваший признание не только в Чувашии, но и далеко за ее пределами. Его организаторами и первыми руководителями были выдающиеся композиторы, основоположники чувашского профессионального музыкального искусства Ф.П. Павлов и В.П. Воробьев. Значение хора еще в 1920-е гг. проницательно определил один из его создателей, дирижер и композитор Ф.П. Павлов, назвав хор «лабораторией и национальной школой музыкального искусства». Созданный как национальный коллектив, хор регулярно работал над обработками народных песен и новыми сочинениями чувашских композиторов, выезжал с концертами прежде всего в города, села и деревни родной республики. Вместе с тем с самого начала в репертуар включались классические произведения русских и западных авторов, современных советских композиторов.

С конца 1920-х и начала 1930-х гг. Чувашский государственный хор приобрел широкую известность и за пределами республики, гастролируя в разных городах страны, в том числе в областных центрах Поволжья, г. Ленинград, Москва (неоднократно). Концерты хора под управлением В.П. Воробьева впервые открыли мир самобытной чувашской песни перед широкой аудиторией и привлекли доброжелательное внимание музыкантов и критиков. В самой Чувашии деятельность хора послужила фундаментом преимущественного развития песенно-хоровых жанров в творчестве национальных авторов. Пресса и музыкальная критика тех лет отмечала не только этнографический интерес выступлений хора, но и исполнительскую культуру в интерпретации классического репертуара.

Чувашский государственный хор получил официальное признание в качестве профессионального коллектива. Таким образом, была перевернута новая страница в хронике этого уникального творческого объединения. Вполне логичным продолжением этого события стало создание в 1936 г. на базе Чувашского государственного хора, Чувашского симфонического оркестра, духового оркестра и ансамбля гусляров Чувашской государственной филармонии. Этот год был насыщенным для хора – коллектив продемонстрировал высокое мастерство, став одним из лауреатов Всесоюзной хоровой олимпиады народов СССР. В этом же году он был отмечен премией Всесоюзного радиофестиваля.

В 1939 г., после прохождения специального смотра, организованного Комитетом по делам искусств при Совнаркоме РСФСР, в состав хора была включена танцевальная группа. Коллектив получил новое название – Чувашский государственный ансамбль песни и пляски. Это не было просто очередным изменением названия, а признанием роста исполнительского мастерства первого профессионального музыкального коллектива республики. Хор и танцевальный коллектив пополнились новыми талантами, и в новом статусе они продемонстрировали высокое мастерство. Первым художественным руководителем преобразованного ансамбля стал молодой композитор и дирижер Аристарх Гаврилович Орлов-Шузьм. Под его руководством коллектив успешно выступил в г. Москва на смотре ансамблей песни, музыки и пляски народов СССР.

Вскоре ансамбль возглавил замечательный музыкант, талантливый дирижер Семен Абрамович Казачков. В этот период жизнь ансамбля была отмечена постановкой оперы «Нарспи» Владимира Георгиевича Иванишина, посвященной 20-летию Чувашской автономии. Это была первая чувашская опера, создание которой имело большое политическое и культурное значение и стало важным этапом в развитии музыкального искусства республики. Ансамблю предстояло поставить оперу целиком, что стало новым вызовом для коллектива. Однако, планы не были реализованы. Наступило 22 июня 1941 г.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Чувашский государственный ансамбль песни и пляски продолжал активную концертную деятельность, несмотря на сокращение состава ансамбля из-за призыва артистов на фронт. Это ощутимо ослабило мужские партии хора и танцевальную группу. В сложные для страны времена каждый концерт ансамбля был пронизан темой защиты Родины, ставшей неразрывной частью всех музыкальных номеров. Эта тема объединяла артистов и зрителей, став символом единства и непоколебимости духа народа. В репертуаре ансамбля особое внимание уделялось советским песням, созданным во время войны. Кроме того, в программе концертов регулярно звучали сочинения чувашских авторов: В.П. Воробьева (особую популярность имела его «Белая голубка»), Г.Г. Лискова (его песня «Боевая» считается одной из лучших военно-патриотических песен чувашских авторов тех лет), молодых композиторов Ф.М. Лукина, Г.С. Лебедева, Г.Я. Хирбю, Ф.С. Васильева, А.Г. Орлова-Шузьм. После того, как Филипп Миронович Лукин был назначен художественным руководителем коллектива в июле 1942 г., он выступил с инициативой о концертной поездке на фронт. Эта идея была реализована в зимние месяцы 1943 г., когда коллектив провел три месяца в действующих частях Брянского и Калининского фронтов. За это время они дали 120 шефских концертов и обслужили десятки тысяч бойцов, командиров и политработников Рабоче-крестьянской Красной армии. Фрагмент письма бойцов и командиров Н-ского гвардейского соединения в Совнарком Чувашской АССР с выражениями благодарности артистам Чувашского ансамбля песни и пляски позволяет осознать значимость выступлений коллектива для поддержания боевого духа солдат на фронте: «… Бойцы, командиры и политработники нашего соединения горячо благодарят артистов ансамбля и, в лице их, народ Чувашии, за моральную поддержку, которую дали они во время своих концертов, и желают дальнейших творческих успехов в деле расцвета искусства чувашского народа, национального по форме, социалистического по содержанию. Мы, гвардейцы, заверяем чувашский народ, что и в последующих боях с немецко-фашистскими захватчиками мы покроем свои боевые знамена неувядаемой славой…». После победоносного окончания Великой Отечественной войны 1941-1045 гг. были опубликованы Указы о присвоении званий заслуженного деятеля искусств Чувашии Г.С. Лебедеву, Ф.М. Лукину, заслуженных артистов Чувашской АССР солистам ансамбля А.Г. Казаковой, 3.М. Павловой, М.И. Симулиной.

Благодаря энтузиазму, таланту и умению работать в команде людей, стоявших у истоков, Чувашский государственный ансамбль народной песни и пляски стал одним из символов национальной гордости Чувашии и одним из ведущих народных коллективов страны той эпохи. Первые годы существования ансамбля были отмечены не только как период становления культурной идентичности, но и как время активного вклада в развитие всесоюзной культурной жизни. Ансамбль сыграл значительную роль в сохранении и развитии богатых традиций чувашской культуры, а также в популяризации народного искусства в стране.

Документы