Чувашский государственный ансамбль песни и танца прошел славный путь от самодеятельного хора до творчески зрелого профессионального коллектива. Учитывая сложные военные годы, в 1945-1950 гг. коллектив ансамбля постепенно перестраивался, тем самым совершенствуя главным образом свой состав.
В послевоенные годы ансамбль песни и танца оставался ведущим музыкально-исполнительским коллективом республики. в репертуаре ансамбля насчитывалось значительное число произведений, около половины которых составляли произведения чувашских композиторов, представленные как в оригинальном варианте, так и в обработке.
С течением времени репертуар ансамбля пополнился белорусскими, марийскими, мордовскими, молдавскими песнями в обработке композиторов, а также грузинским танцем «Лезгинка», киргизской, татарской пляской. Помимо прочего особое место стали занимать произведения русских и западноевропейских классиков – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Ф. Шуберта, Н.А. Римского-Корсакова, советских композиторов – лауреатов Сталинской премии В.Г. Захарова, А.Г. Новикова, В.П. Соловьева-Седого и других.
Именно в этот период в деятельности ансамбля сыграли значимую роль композиторы и хоровые дирижеры Ф.М. Лукин и Г.С. Лебедев. Их усилиями ансамбль не только восстановился, но и активно включился в репетиционную и концертную деятельность с новыми программами. Кроме того, в 1960-1970 гг. значимую роль в творческой деятельности ансамбля сыграли Б.А. Резников, А.Г. Орлов-Шузьм, Л.П. Мошевич, А.К. Погребной. Каждый из них приложил значительные усилия на совершенствование ансамбля. Отметим, что Леонид Петрович Мошевич поставил масштабные сюиты, сюжетные танцы и хореографические картинки «Чувашские узоры», «Кай, кай Ивана», «Лапти-самоплясы», которые отличались масштабностью и непривычным освоением хореографического исполнения. Алексей Погребной, будучи балетмейстером с 1950 по 1955 гг., вложил свое усердие и знания в формирование репертуара ансамбля, куда вошли «Колхозная полька», танцевальный этюд «Подмосковная лирика», а также «Мужской чувашский пляс» и вокально-хореографическая композиция «Праздник урожая» («Праздник в колхозе»).
Перед руководством ансамбля неизменно вставала задача непрерывного совершенствования исполнительской культуры и повышения мастерства исполнителей. Глубоко изучив традиционное исполнение чувашских песен и танцев, коллектив ансамбля демонстрировал зрителям разнохарактерные чувашские песенные произведения и хореографические постановки.
Концертные программы ансамбля стали иметь более четкую тематику. Учитывая значительный запас разработанных произведений, стали создаваться тематические концерты. Среди них: «Вечер творчества народов СССР», «Песни Октябрьской революции и Великой Отечественной войны», «Песни из кинофильмов», «Песни о Родине». Заметим, что с подачи А.Г. Орлова-Шузьм, с 1960 г. концерты ансамбля стали приобретать театрализованный характер, вместе с тем имея единую тему и ритм номеров, поставленных режиссером. Чувашским государственным ансамблем песни и танца были разработаны необыкновенные концертные программы, особой любовью зрителей пользовались: «Наша весна», «В краю ста тысяч песен», «Радуга над Волгой», «Цвети и пой, республика моя», «Отчизна моя» и многие другие. Представленные программы стали включать номера, отличающиеся высоким исполнительством, отличительным мастерством и чувством такта. В последствии, столь слаженная и плодотворная работа коллектива по поднятию уровня исполнения позволила в 1954 г. изменить в наименовании ансамбля приставку «пляски» на слово «танца». Так, коллектив получил название – Государственный ансамбль песни и танца Чувашской АССР.
В 1958 г. в составе ансамбля стал действовать ансамбль гусляров, который пополнил репертуар ансамбля новыми произведениями чувашских композиторов. Учитывая это, Б.А. Резников, являвшийся с 1965 г. по 1975 гг. художественным руководителем ансамбля, стал уделять особое значение обогащению инструментального сопровождения выступлений. В связи с этим, к 1974 г. была сформирована инструментальная группа, включавшая в себя балалайки, домры, баяны, деревянные духовые инструменты.
В коллективе выросли замечательные артисты, получившие признание в народе, которые с успехом выступали и представляли публике произведения музыкального и хореографического искусства Чувашии. Среди них: народные артисты Чувашской АССР Л.И. Владимирова, В.П. Сизов, заслуженные артисты Чувашской АССР А.Г. Казакова, З.М. Павлова, М.И. Симулина, Н.Ф. Комиссаров, В.Ф. Донцов, М.С. Басяев и многие другие.
Помимо основной концертной деятельности, коллектив ансамбля был вовлечен в шефскую работу среди населения Чувашской АССР и других областей и республик страны. Руководством и коллективом Чувашского государственного ансамбля песни и танца оказывалась практическая помощь сельской художественной самодеятельности республики (беседы, консультации, подбор репертуара и костюмов), а также в организации праздника песни и смотров художественной самодеятельности. В 1971 г. Чувашскому государственному ансамблю песни и танца за лучшие показатели в организации культурно-шефской работы на селе было присуждено переходящее Красное Знамя Министерства культуры СССР и ВЦСПС. Дважды, в 1972 и 1973 гг., коллектив ансамбля удостаивался Диплома Министерства культуры СССР, ЦК профсоюза работников культуры и ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок за культурно-шефскую работу на селе.
Одновременно с этим география гастролей ансамбля песни и танца постепенно расширялась, охватывая новые уголки Советского Союза. Среди них следует отметить г. Москва, а также промышленные и культурные центры: города Ленинград (ныне г. Санкт-Петербург), Горький (ныне г. Нижний Новгород), Казань, Куйбышев (ныне г. Самара), Воронеж, Челябинск и другие. Ансамбль успешно гастролировал в сельских местностях Горьковской (ныне Нижегородская), Костромской, Ульяновской, Пермской областей, Марийской АССР (ныне Республика Марий Эл).
За достижения и значительную роль в популяризации чувашской музыки и творческие открытия Чувашский государственный ансамбль песни и танца был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1974 г.), Марийской АССР (1971 г.), Дагестанской АССР (1972 г.), Белорусской ССР (1974 г.), Чувашской АССР (1950, 1966, 1970 гг.), Горьковского обкома КПСС и областного комитета (1969 г.), Ульяновского обкома КПСС и областного комитета (1969 г.). В 1976 г. ансамбль стал Лауреатом Всесоюзного смотра профессиональных художественных коллективов, посвященного 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Творческий путь, проделанный Чувашским государственным ансамблем песни и танца, является ярким показателем развития национальной культуры чувашского народа. История ансамбля глубока и отражает не только непосредственно деятельность самого коллектива, но и работу именитых композиторов, балетмейстеров и дирижеров, которые приложив частицу своего таланта, оставили значимый след в становлении коллектива на более высокую ступень. Не изменяя традициям, заложенным основателями ансамбля, в 1945-1976 гг. коллектив представлял зрителю высокопрофессиональные и творчески обработанные произведения песенного и танцевального искусства республики.