Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца на протяжении своей деятельности переживал различные периоды: период становления в 20-х гг. XX в. и частичная приостановка работы коллектива в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и другие перипетии. Несмотря на это, коллектив не только сохранил свой стиль, но и внес большой вклад в развитие чувашского музыкального искусства. В истории развития ансамбля период с 1976 по 1999 гг. отметился необычайным ростом профессионализма коллектива, а также его международным признанием.
Стоит отметить, что именно в 1976 г. во главе ансамбля встали художественные руководители Юрий Васильевич Васильев, балетмейстер – лауреат Государственной премии им. К.В. Иванова Александр Валентинович Ангаров. В это же время главным хормейстером ансамбля выступал Герасим Дмитриевич Егоров, а музыкальным руководителем инструментальной группы – Валентин Петрович Сизов. Именно с их именами связан процесс дальнейшего роста исполнительского мастерства и сценической культуры. Благодаря профессионализму Ю.В. Васильева, ансамбль обрел свой характерный стиль и высокий исполнительский уровень, основу которого составляло ярко выраженное самобытное исполнение чувашских музыкальных произведений. С подачи Юрия Васильевича в репертуаре ансамбля песни и танца появились сложные хоровые партитуры чувашских композиторов того времени. А.В. Ангаров в свою очередь, будучи талантливым и тонко чувствующим человеком, сумел проникнуть в сложный ритм чувашской народной песни и передать в танце ее своеобразие. Талантливой рукой хормейстера Г.Д. Егорова ансамбль вступил на высокую планку по мастерству исполнения.
В газете Советская Чувашия от 1 ноября 1978 г. под № 256 в статье «Созидание традиций» музыковедом М. Кондратьевым очень тонко подмечено: «Руководители ансамбля много дней провели в научном архиве, изучая современные записи чувашского фольклора, отбирая материал, который затем был представлен в распоряжение композиторов… Третий год во главе коллектива находятся Ю. Васильев, Г. Егоров, А. Ангаров. Залогом успешной и плодотворной работы всего коллектива стало их творческое содружество, подкрепленное личной дружбой. «Три художника, три единомышленника»…».
Было создано значительное количество оригинальных и интересных концертных программ. Среди них выделяются следующие: «Приезжайте в гости к нам», «Чувашия – песня моя», «Ода Родине», «Величальная Победе», в которых отчетливо обозначилась тенденция к восстановлению и развитию лучших национальных хоровых традиций. Помимо прочего начали затрагиваться песенные произведения, еще не задействованные в концертно-исполнительской практике коллективов Чувашии. На материалах хоровых песен низовых чувашей, записанных от Я.А. Задорова, был создан цикл «Песни села Ивашкино», застольные песни ансамбля песни и танца представили фольклор верховых чуваш, свадебно-фольклорные песни чувашей группы «анат енчи». Помимо прочего были обработаны и представлены зрителю «Танцы из Тимерсян», «Весенние хороводы» и многие другие танцевальные представления. Особе место в репертуаре коллектива занимали песни и танцы народов СССР и произведения советских композиторов.
Помимо прочего традиционным стало ежегодное обновление репертуара и концертных программ. Так, в период с 1976 по 1986 гг. в репертуар коллектива было включено около 130 хоровых произведений, сюит и вокально-хореографических композиций. Среди разработанных в рассматриваемый период отметим «Тăван тавралăх» – «Родные просторы», а также специальные программы для творческих вечеров Ф.П. Павлова, С.М. Максимова, Ф.М. Лукина, Г.С. Лебедева, для съезда и пленума Союза композиторов Чувашии и другие.
В Чувашском государственном ансамбле песни и танца сложилось творческое сочетание мастеров и перспективной молодежи. Такие выдающиеся артисты, как заслуженная артистка РСФСР и народная артистка Чувашской АССР Л.И. Владимирова, народные артисты Чувашской АССР Н.А. Вавиленко, В.И. Теренин, заслуженные артисты Чувашской АССР З.В. Лисицына, Н.В. Димитриев, С.И. Бубнова, В.Ф. Донцов и опытные мастера А.П. Кольцова, Ф.А. Белова, и многие другие, которые делясь своим опытом, трудились в содружестве с молодыми (Г.И. Смирнова, В.А. Хлизунов, З.М. Романова, А.В. Тимофеев, Г.В. Трушина).
Помимо концертной деятельности, ансамбль песни и танца неоднократно участвовал в записи своих исполнений на Всесоюзной фирме «Мелодия» (1979 и 1983 гг.), на Всесоюзном радио (1980 и 1983 гг.) и на Центральном телевидении (1978, 1980, 1983 гг.).
Особой страницей в работе Чувашского государственного ансамбля песни и танца стала гастрольная деятельность. В связи с этим руководством ансамбля уделялось важное значение организации гастролей и подготовке концертной программы. В 1976-1999 гг. Чувашский государственный ансамбль песни и танца гастролировал как по Чувашии, так и в большинство республик и областей РСФСР. Ансамбль стал участником Дней чувашской культуры в Мордовии (1977 г.), г. Москва (1980 г.), Башкирии (1982 г.), Празднования 100-летия Русского хорового общества в г. Москва (1979 г.), Девятнадцатого Музыкального фестиваля в Ульяновске, посвященного В.И. Ленину (1981 г.), Выездного пленума Правления Союза композиторов РСФСР в г. Чебоксары. Помимо прочего с 1980 г. ансамбль песни и танца успешно гастролировал за рубежом, в таких странах, как: Венгрия, Польша, Чехословакия, Нидерланды, Италия, Великобритания, Испания, Египет, Индия и другие.
В творческой характеристике министра культуры и межнациональных отношений Чувашской Республики В.П. Иванова на Чувашский государственный ансамбль песни и танца от октября 1993 г. отмечено: «немецкая газета «Райн-некар-цайтунг» 16 июля 1991 г. о концерте ансамбля отозвалась: «… гвоздь программы «Венок чувашских частушек и песен» в исполнении всего ансамбля сопровождался постоянными овациями восхищенных зрителей и аплодисментами в такт музыке… ».
Действительно главной наградой в творчестве ансамбля выступало признание зрителей и положительные отзывы от выступлений. Однако, подтверждение высокого мастерства также выражалось в официальных награждениях. Так, в 1978 г. творческий коллектив принял участие во Всероссийском смотре-конкурсе профессиональных ансамблей песни и танца, где стал Лауреатом с присуждением I степени. Одновременно с этим, в 1978 г. ансамблю была присуждена Государственная премия им. К.В. Иванова.
За заслуги в музыкальной сфере и творческие успехи Чувашский государственный ансамбль песни и танца был награжден Почетными грамотами Президиума Мордовской АССР (1977 г.) и областного исполкома Казахской ССР (1982 г.), Дипломом Министерства культуры СССР, ЦК Профсоюза работников культуры, ЦК Профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства (1980 г.) и многими другими. Учитывая большие заслуги в пропаганде народного искусства, приказом Министерства культуры Российской Федерации, 7 февраля 1994 г. Чувашскому государственному ансамблю песни и танца было присвоено звание «Академический».
В деятельности Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца отразился и переходный этап в стране. В связи с этим, в 1991 г. Чувашский государственный ансамбль песни и танца, оставаясь в подчинении Министерства культуры Чувашской ССР перешел на самостоятельный баланс и самостоятельное осуществление своей деятельности.
К рубежу веков коллектив ансамбля, благодаря своим руководителям, сформировал характерный стиль исполнения песен и танцев, которые представлялись зрителю высоким мастерством и профессионализмом. Великолепная сценическая культура, артистизм и стабильная техника, как у артистов хора, так и у артистов балета стали визитной карточкой Чувашского государственного ансамбля песни и танца.